Поутру встали, продрали глаза, умылись и пошли в составе трех человек на Качи-Кальон
Такой вот он пруд в утреннем свете.
На поле цветет сурепка.
Качи-Кальон - место, как и все пещерные города Крыма, древнее, овеянное легендами и имеющее богатую историю. Народ обитал тут с VIII по XVIII век. Сначала было основано поселение, а затем монастырь. Табличка у тропы предупереждала, что посещение платное и на территории сего памятника истории нельзя жечь костры, заселять пещеры и мусорить.
Однако крымские егеря до 30 апреля спят на своих кордонах, набираясь сил для встреч с туристами, поэтому денег с нас никто не взымал. Поднявшись по тропе к пещерам, обнаружили большое количество нарушителей - они заселяли пещеры, жгли там костры, ели и все такое прочее. С водой там просто - рядом есть источник, считающийся святым. Я аж позавидовал им - с удовольствием бы переночевал в древней келье.
Качи-Кальон и его гроты.
Именно здесь я обнаружил, что аккумуляторы у фотоаппарата подсели, а запасной комплект я сдуру взял незаряженный. Обидно, о фото со вспышкой пришлось забыть и вообще экономить кадры.
По пути на стоянку мы купили в баштановском магазинчике пива и всяких ништяков. Народ как раз проснулся и готовил завтрак. Известно, что час выхода имеет положительную корреляцию с количеством участников в группе - нас было 14, и вышли мы в 12 часов. Путь наш лежал до села Куйбышево и дальше, мы собирались подойти почти под Мангуп. До села дошли быстро, по дороге практически не блукнув. Но в селе был магазин... Пиво, рыбка копченая, девушкам мороженое... С трудом оторвавшись от сего центра цивилизации, мы двинулись дальше. За окраиной выбрали хорошую полянку и кинули рюкзаки. Собирались идти взглянуть на Сюренскую крепость. Рюкзаки охранять осталась Оля из
Мукачево, Юрка остался охранять Олю и пить пиво. Мы с Андреем не могли этого вынести и остались спасать от Юры пиво путём скорейшего потребления последнего. За пивом мы узнали немало сведений из жизни Закарпатья.
К примеру, там весьма скептически относятся к идее Великой Украины, и украинцев как таковых недолюбливают. Неудивительно, если учесть, что местные жители - русины - подвергались при советской власти украинизации. Сейчас эта политика продолжается. На самом деле им всего-то и надо, чтоб им позволили говорить и учить детей на родном закарпатском языке.
Язык, кстати, интересный. Там множество заимствований из языков соседних народов - в основном венгерского. Поскольку венгерский вообще финно-угорский, а ни разу даже не индоевропейский, понять закарпатский язык трудновато. Кроме того, в нем сохранились архаические черты древнерусского. К глаголам в первом лице добавляется "м" (как в древнерусском есмь).
Жалко, запомнил только одно слово - "парадэчки". Это помидоры, из венгерского. Еще хорошо звучит фраза "тут, за углом". Никогда бы не подумал, что это вообще на славянском языке :)
Пиво заканчивалось, а группа, ушедшая в сопровождении двух местных пацанят, все не возврашалась. Мы с Андрюшкой вызвались идти гонцами в магазин. Он полез за деньгами и обнаружил отсутствие бумажника и паспорта. Сложно передать его, да и наше офигение. Утеря паспорта за границей - это ж геморой с первыми же ментами, необходимость идти в консульство и т.д.
В потерянном состоянии мы спустились в село. Навстречу шли две пожилые женщины - одна по виду татарка.
- Здравствуйте, ребята! - приветствовали они нас, - Вы не из Ростова?
- Да, - ответили мы, причем я на секунду ощутил себя знаменитостью.
- А кто из вас Андрей? - лукаво улыбнувшись, задали женщины следующий вопрос.
Тут уж все стало ясно. Андрей посеял паспорт и бумажник у магазина, а добрая татарская женщина нашла их и даже объявление повесила. Но Джа свел нас и без объявления. Женщина повела нас до своего дома, где и вручила Андрею его потерю, намекнув на благодарность. Довольный Андрюшка дал ей сотню гривен, ибо честность должна быть вознаграждаема.
Когда мы вернулись с пивом, группа еще не подошла. В какой-то момент мимо проскакали пацанята-проводники, сообщив нам, что наши уже спускаются. Вечерело. Наконец послышался знакомый гам, и из-за поворота вышли наши. Крепость, с их слов, была не очень, по дороге они изрядно вымотались, и было решено никуда уже не идти, а разбить лагерь примерно здесь же, благо рядом источник.
Прошли чуть выше по склону, где и поставили палатки.
До заката мы с Андреем еще успели метнуться на Бурун Каю, громадную скалу, торчащую прямо над лагерем. Девушки, не знающие нашу страсть к приключениям на жопу и умение из них вылазить, просили не ходить на ночь глядя, Юра мудро советовал взять фонарик, но мы презрели житейский ум. На самом деле, на все про все ушло 50 минут. Вверх идти тяжко, зато вид отличный, и вниз скакать одно удовольствие.
Вечер выдался отличный. Юра и Женя пели песни под гитару, забрели на огонек соседи-днепропетровцы, тоже что-то спели. Как показатель успешности вечера, Лена в какой-то момент упала в костер. Если б я не знал от нее, что она увлекается ролевыми играми, то по этой повадке можно было б сразу догадаться ;) Заодно я теперь знаю, что плащ из плотной ткани - незаменимая вещь. Лену извлекли из пламени, отряхнули спину от углей, и она стала как новая.
Легли поздно. Вообще, лелеять надежду отоспаться в походе, когда идешь такой веселой компанией - пустое дело. Наутро у нас с Леной и Лариком опять был запланирован ранний подъем - с утра пораньше забежать на Бурун Каю.