Очередные мысли о духовном образовании

May 01, 2012 21:09


Задумался я вот над чем: совершенно ясно, что от перемены названий и получения аккредитаций и лицензий, а также смены формата выдаваемых дипломов, уровень образования в духовных школах вряд ли повысится. Поэтому менять нужно не название, а содержание.

От чего зависит уровень преподавания и, соответственно, образования? Вероятно, от уровня преподавателей. И логично предположить, что преподавать тот или иной предмет должен специалист пусть и не мирового уровня, но так хотя бы местного (начинать надо с малого). Чтобы быть специалистом местного уровня необходимо, чтобы выполнялся ряд критериев. Во-первых, наличие у преподавателя соответствующего образования. Для этого еще в духовных академиях, а теперь магистратурах созданы были четыре специальных отделения (богословское, библейское, историческое и практическое).

Во-вторых, научный уровень необходимо поддерживать после окончания магистратуры/аспирантуры/докторантуры (нужное выберите сами), например, посредством продолжения разработки тех научных тем, которые были начаты еще во время обучения. Это можно осуществлять, опять же, участвуя в научной работе кафедры (осуществляется ли научная работа на кафедрах провинциальных семинарий - это отдельный вопрос). Но для занятий наукой, как известно, необходимо свободное время, хотя бы для того, чтобы успевать читать новую научную литературу по теме (это если владеешь языками и имеешь к научной литературе доступ).

Но после вступления в брак со всеми его последствиями, принятия священного сана, обременения (в дополнения к преподаванию) еще каким-нибудь епархиальным послушанием (например, работой в одном из епархиальных отделов), если у человека останется время на поиск и чтение научной литературы и научную деятельность - то значит это герой восьмидесятого уровня.

Возникает закономерный вопрос - как может заставить (не совсем удачное выражение, но все же) заниматься наукой др. людей человек, сам наукой не занимающийся, а по сути, просто читающий определенный курс лекций? Конечно, лектор может быть настолько талантлив и вести свой предмет так интересно, что студент решить потом навсегда посвятить себя истории, догматике, церковному праву, библеистике и т.д.

Конечно, выход есть. Например, сделать так, чтобы преподаватели только преподавали, а свободное время посвящали научной работе (главный вопрос здесь упирается, как мне кажется, в финансы и в желание самого преподавателя). Но это вряд ли осуществимо в случае с преподавателями-священнослужителями (либо, как один из вариантов - ученое монашество).

духовные школы

Previous post Next post
Up