Среди православных блоггеров уже набирает популярность
постинг о. Андрея Кураева о выступлении прот. В. Чаплина на радио "Вера". Полную запись выступления прот. В. Чаплина можно послушать на сайте
радиопрограммы (эфир от 17.11.2014).
Я прослушал выступление полностью. К процитированным в жж о. Андрея словам о митр. Антонии Сурожском можно добавить еще цитаты.
15:29 Алла Митрофанова (ведущая): Что Вам дал этот опыт (поездка в Англию)? Что Вы для себя получили помимо знания английского?
Прот. В. Чаплин: Реалистичное отношение к западу. Так же как и в ходе многих поездок, которые до этого были <...> Самое главное - это была прививка реализма. Вот уже за пять-шесть первых поездок на запад я полностью избавился от тех иллюзий по отношению к западу, которые были у советской диссидентствующей молодежи <...>
16:37 Алла Митрофанова: Вы увидели загнивающий регион или что?
Прот. В. Чаплин: Я увидел неправильно устроенную жизнь.
Алла Митрофанова: В чем была неправильность?
Прот. В. Чаплин: Да, это прежде всего конечно лицемерие и это жизнь управляемая очень узкой элитой в первую очередь обладающей деньгами.
Алексей Пичугин (ведущий): Вы смотрели на западную жизнь с точки зрения государственного строительства?
Прот. В. Чаплин: С точки зрения христианских ценностей.
Интересно, а в современной российской жизни о. Всеволод не замечает того же самого, хотя бы немного?
С 17:40 начинается разговор о митр. Антонии Сурожском. Приведу более пространную цитату.
Алла Митрофанова: А расскажите про владыку Антония. Вы его упомянули.
Прот. В. Чаплин: Митрополит Антоний запомнится прежде всего как самоотверженный служитель Церкви. Я не поклонник его текстов, я не поклонник его манеры совершения богослужений. Я не считаю его особым явлением в жизни Церкви. Но это человек, который очень много лет в абсолютной нищите, без особой поддержки, без особого окружения сохранял верность тому служению, которое избрал. Надо ведь иметь ввиду, что его окружало очень мало людей. Люди, которые делали на его имени издательскую карьеру в России в 90-е годы, эти люди были очень мало с ним связаны <...>. И не смотря на всю эту оставленность людьми, долгую безвестность, долгую невостребованность он остался верен своему служению. Вот это я в нем очень уважаю. Не идеализируя его ни в коей мере. <...>
19:19 Алла Митрофанова: Митрополиь Антоний Сурожский - это же человек, который привел ко Христу колоссальное количество людей (добавление Алексея Пичугина: "Уже и в современной России"). Его проповеди, которые дышат любовью - они же уникальны.
Прот. В. Чаплин: Но не в Великобритании. Я уже говорил, что там его круг общения был очень узок.
Алексей Пичугин: Но в современной России он продолжает приводить.
Алла Митрофанова: А чем Вам не близки его проповеди и его труды, его книги?
Прот. В. Чаплин: Это хорошие проповеди, в которых впрочем я не вижу ничего выдающегося <...>. И далее слова, цитированные о. Андреем Кураевым: Владыка Антоний - не выдающийся человек, с моей точки зрения, ни как мыслитель, ни как церковный деятель, но есть-таки образ, который был людям приятен и это уже неплохо... Можно тоже вспомнить митрополита Никодима. Это тоже основатель целой школы, основатель новой модели поведения верующего человека в советском и постсоветском обществе в усовиях, когда верующие люди, в том числе и архиереи были очень запуганы. Он дал совершенно новый импульс. Он показал, что в советское время верующий человек может быть в хорошем смысле слова власть имущим, т.е. обладающим способностью говорить в полный голос с разными людьми и о своей вере и о месте церкви в жизни общества.
Что можно сказать в ответ на эти слова? Я согласен, что не нужно идеализировать митр. Антония Сурожского, его книги, проповеди или его жизненные принципы. Вообще не нужно никогда никого идеализировать. У всякого человека есть свои личные грехи, недостатки и слабости. Но в некоторых людях, с их грехами, недостатками и слабостями - живет и действует Сам Господь Иисус Христос. И именно в книгах и проповедях митр. Антония я слышу слова Евангелия, слова Христовы. Правильно заметила ведущая - они дышат любовью. А чем дышат слова о. Всеволода? Я не сомневаюсь, что и через много-много лет люди будут читать книги митр. Антония, чтобы узнать о Церкви и Христе, о христианской жизни и любви. И это будет главным свидетельством. А мнение о. Всеволода останется лишь личным мнением, о котором в скоре просто забудут.