Nov 11, 2014 01:23
Посмотрел "Солнечный удар" Н. Михалкова. О соответствиях произведениям И.А. Бунина - одноименному рассказу и дневниковым записям 1918-1919 гг., известных под названием "Окаянные дни" - писать не буду. Для экранизаций литературных произведений существует спасительная фраза - "по мотивам...". Собственно "Окаянных дней" в фильме нет. В фильме есть Розалия "Землячка", Бела Кун и некто Георгий Сергеевич (явный намек на реального сподвижника Землячки и Куна по "чрезвычайной тройке по Крыму" - Георгия Пятакова; кстати в фильме он в целом положителен, и, возможно, жизнь его могла сложиться по другому, если бы 13 лет назад главный герой - блестящий офицер - более внимательно отнесся к вопросу мальчика-пономаря о дарвинизме, но в исторический Георгий Пятаков все же несколько отличался от кинематографического, хотя не в этом суть). В "Окаянных днях" о Землячке, Куне и Пятакове ничего не сказано.
В фильме две сюжетные линии - любовный роман блестящего офицера (помолвленного) и прекрасной, но замужней незнакомкой во время путешествия на пароходе, и казнь офицеров армии Врангеля, поверивших обещанию о полной амнистии и добровольно сложивших оружие. Один из офицеров, сдавшихся на милость большевиков, как раз и оказывается тем самым героем-любовником из 1907 г. Его и всех остальных офицеров (в большей или меньшей степени) мучает вопрос - "почему и зачем?". Ответа на этот вопрос нет. Но есть намек на то, что причина кроется в веселых пароходных путешествиях и случайных любовных связях тринадцатилетней давности.
Что мне понравилось в фильме: игра актеров и некоторые символические (назовем их так) эпизоды. Например, слова полковника ("сдавшего" потом одного из своих же в целях общего блага) об "апофеозе примирения" - именно так он предложил назвать общую фотографию офицеров и комиссаров, которую разрешили сделать совсем молоденькому юнкеру; рассуждения одного из офицеров о том, что "вот этими самыми руками" сами же все и уничтожили. Я не историк, но где-то в глубине души подозреваю, что слишком поздно господа блестящие офицеры решили спасать Россию. Кстати, один мой знакомый историк как-то сказал такую вещь: было во всем этом что-то мистическое и необъяснимое - в один миг рухнуло несколько могущественных империй.
Что не понравилось: затянутость некоторых сцен - погоня по всему кораблю за шарфиком прекрасной незнакомки, вопли иллюзиониста во время неудавшегося фокуса с часами, неадекватная дама с мужем-иностранцем (для большей нелепости произошедшего?). Все это отрываяет внимание от главных героев. И еще - постоянные намеки на современность.
В целом впечатление двойственное - фильм сам по себе не плох, но, с другой стороны, все довольно ожидаемо.
И надеюсь, что кто-то после просмотра откроет томик И. Бунина.
фильмы,
история