Христианство и государство

Jan 31, 2013 19:35


Для Церкви IV век - это «golden age», основа основ, новый виток в истории и т.д. Стимулом развития, как известно, послужило обращение Флавия Валерия Аврелия Константина. Сложно говорить о том, что было бы, не заинтересуйся сын Констанция Хлора запрещенной до того времени религией. Ведь фактически все, что имеет христианство - литература, богословие, гимнография, архитектура, иконопись - все это появилось как плод свободы, дарованной христианской Церкви Константином Великим и поддерживаемой (хотя и не всегда) его приемниками. Повернувшись к христианству лицом и постепенно делая его своей официальной религией, государство помогало христианству покорять новые вершины. (Возникает один вопрос относительно богословия и литературы: почему все богословские высоты покоряла исключительно греко-римская мысль? Славянские Церкви так и не смогли создать что-либо на уровне каппадокийцев, Августина и др. греко-римских отцов).

Сама собой напрашивается мысль - не связана ли расхристианизация мира с пресловутым отделением Церкви от государства? С др. стороны, для христианства такие условия существования можно назвать новыми, т.к. до этого была либо постоянная угроза гонений, либо поддержка, хотя и не исключавшая возможности гонений, когда власть выбирала в качестве объекта поддержки одну из форм христианства. Церковно-государственная симфония византийского или русского (дореволюционного) образца останется лишь частью истории (периодически поднимаются споры о том, чего же было больше - «+» или «-», так что не все здесь гладко). Поэтому христианству предстоит жить в условиях более или менее лояльного государства. Будет ли новый виток развития - вопрос открытый. Но любую ситуацию можно использовать в свою пользу

христианство, церковная история

Previous post Next post
Up