Дж.Д.Кроссан, М. Борг «Первое Рождество».

Sep 13, 2012 21:18


Прочитал русский перевод книги Джона Доминика Кроссана и Маркуса Борга «Первое Рождество: Что на самом деле говорят евангелия о рождении Иисуса» (М., 2009). Книга читается довольно легко и даже захватывающе, местами очень напоминая проповедь. Об этой книге не раз уже писали в жж, поэтому буду краток: по мысли авторов книги евангельские истории о рождении Христа заключают в себе антиимперский смысл. Христос противопоставляется императору Рима. Царство Божие, как царство мира и справедливости, противопоставляется Римской империи, как царству угнетения и насилия, в котором главная справедливость - подчинение римской власти др. народов путем военной победы. Евангельские повествования предлагают сделать выбор - с кем мы: с теми, кто принимает свет Рождества и следует за ним (пастухи, волхвы, Дева Мария) или же с теми, кто боится этого света и пытается помешать приходу в мир истинного Царя и истинного царства (Ирод, римские власти, дракон из книги Откровения).



Еще довольно интересны размышления авторов о «современной империи» на примере США (цель современной империи - создание такого мира, который соответствовал бы имперскому замыслу, пусть сейчас это и совершается не через прямой захват и подчинение чужих территорий, но все равно с использованием собственного превосходства - военного, экономического, политического и т.д.). Наверное, своеобразный «мессианизм» можно проследить у многих современных глав государств.

И в заключение, мысли авторов об использовании ветхозаветных цитат  в рассказе о Рождестве в евангелии от Матфея: «Мы согласны с критиками Матфея в том, что отрывки из Ветхого Завета, которые евангелист приводит, не представляют собой предсказания. Однако мы не думаем, что сам Матфей их считал таковыми. Более того, мы не думаем, что Матфей пытался доказать, что Иисус был Мессией. Мы (как и многие другие исследователи) полагаем, что Матфей писал для «своих», для собственной христианской общины из иудеев, которые уже поверили в Иисуса как Мессию. И потому он не пытался убедить в чем-либо «внешних», но хотел выразить убеждения «своих».

И тогда мы можем увидеть, что Матфей цитирует Ветхий Завет, дабы выразить свои убеждения и свое свидетельство. Для Матфея и его общины Иисус был Мессией. И это значило, что он исполнил обетования, ответил на ожидания Израиля. И чтобы это выразить, Матфей взялся за Ветхий Завет, священную книгу своей общины, и нашел там отрывки, которые можно было вставить в его повествование. Он хотел показать, что ветхозаветные тексты содержат как бы прототип истории Иисуса <…>. Таким образом, как мы думаем, Матфей не пытался использовать Ветхий Завет в попытке доказать, что Иисус был Мессией. Скорее, это свидетельство о том, как он и его община понимают Иисуса и как они понимают связь Иисуса с древними текстами иудейской традиции. Это выражает их веру в то, что Иисус не просто продолжает эту традицию, но что в нем она достигает своей наивысшей точки».

книги, библеистика

Previous post Next post
Up