Jul 27, 2016 12:41
"Антонов взводит тяжкую клевету на старообрядцев, будто бы они отделились от церкви, говоря: “вопросители представляют причины своего отделения от церкви совершенно ничтожные”. - Не только ничтожных, но и никаких причин своего не бывалого отделения от церкви старообрядцы не представляют и представлять не должны.
Старообрядцы никогда и ни от какой церкви не отделились, а сами новообрядцы отделились от Церкви. И потому пусть новообрядцы оправдывают свое отделение от Церкви, а не старообрядцы. Если это, быть может, неожиданно или непонятно для Антонова, так мы разъясним. Отделяются от Церкви не местом, не расстоянием, которое измеряется аршинами, - не так, как, например, чтобы отделиться от стола, нужно отойти от него шага три, что ли: отделяются от Церкви отступлением от веры принятием ересей. Апостол говорит о еретиках, отделяющихся от Церкви: “Сии суть отделяюще себе от единости веры” (Иуды 1,19). Седьмой вселенский собор решительно свидетельствует: “ересь отделяет от Церкви всякого человека” (Деяния вселенских соборов, т. 7 изд. 1873 г., стр. 93). Спрашивается: во времена Никона кто принял ереси и содержит их: старообрядцы или новообрядцы? Как известно, старообрядцы не приняли никаких ересей и не имеют их, значит не отделились и не отделяются от Церкви, а пребывают в ней. А вот новообрядцы, так действительно отделились от святой Христовой соборной Церкви. Ибо отвергли многие ее предания, свято содержимые в истинной Церкви, подпали под клятву святых отец, приняли на место древних новые предания, Церкви святой не известные, предали проклятию православных христиан, не принимающих их новшеств, содержат страшную ересь папизма, проповедуя непогрешимость своей иерархии и требуя от всех безусловного ей повиновения. Старообрядцы же не отделялись никогда ни от какой Церкви. От древней православной Церкви они не отделились потому, что неизменно содержат до мельчайших подробностей то самое учение и предания, какие содержала и она. А от новообрядческой не отделялись потому, что никогда не принадлежали к ней, никогда не были в ней, никогда не содержали ее новшеств: троеперстия, херосложного перстосложения и проч., никогда не содержали ее учения, что иерархия непогрешима, что епископов должно слушать безусловно. Старообрядцам если и нужно оправдать свое отделение, так не от Церкви, а от еретиков, отделившихся от Церкви, нарушивших устав Церкви и проклятых святыми отцами. Ибо старообрядческая Церковь отделилась от еретичествующих иерархов и их последователей, подобно тому, как Церковь древних времен отделилась от еретичествующего папы и его церкви. Этот поступок старообрядцев согласен учению святых отец и положительно оправдывается правилами святых соборов: “Отделяющиеся от общения с предстоятелем (епископом)”, - свидетельствует Двукратный собор пятнадцатым правилом: “Ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщались охранити Церковь от расколов и разделений” (по полн. перев.). Значит, старообрядцы, отделяясь от общения с епископами ради их ересей, не пресекли единства Церкви, а сохранили Церковь от расколов и разделений. Вот если бы старообрядцы последовали за еретиками епископами, которые своими ересями отступили от Церкви, тогда бы они действительно отделились от Церкви, как это и случилось именно с новообрядцами. Но старообрядцы и отделились от еретиков собственно для того, чтобы пребыть в Церкви, сохранив с ней непрерывно единство веры, единство преданий, и для того, чтобы самим остаться и быть Церковью."
из книги Епископа Иннокентия (Усова) "РАЗБОР ОТВЕТОВ НА СТО ПЯТЬ ВОПРОСОВ" (Нижний Новгород, 1908г.)
древлеправославие