10) «Air: Большой прыжок» (Air)
Прекрасная духоподъёмная картина Бена Аффлека о взаимодействие винтиков кооперативного механизма. Приятный, но иллюзорный успех того, что искренние амбиции ломают и меняют правила в угоду прославления таланта, а не денег. Фактурные герои, бодрый темп, увлекательные диалоги создают волшебное зрелище, где ты эмоционально совершаешь тот большой прыжок вместе с героями.
9) «Рептилии» (Reptile)
Фильм, который мало кто видел, но при этом достоин просмотра. Всем фанатам первого сезона True Detective и «Пленниц» точно понравится этот прекрасный образец детективного триллера. У фильма идеальный отточенный ритм, такой экзистенциальный нуар о том, что враги везде, а оставаться честным и хорошим очень сложно, когда вокруг много соблазнов. Дебют бывшего клипмейкера Гранта Сингера радует технической составляющей, темпоральностью происходящего, актёрскими работами и вовлекающим сюжетом.
8) «Возвращение в Сеул» (Retour à Séoul)
Цепляющая драма погружает вглубь поиска идентичности своим увлекательным сюжетом, стройным темпоритмом и визуальным языком. Главная героиня по рождению кореянка, но воспитанная французской семьёй попадает в незнакомую её Корею, и оказывается в тисках двух миров. Травмирующая ассимиляция с чуждой ей культурой, где главенствуют традиции и архаичные устои вызывают враждебность, но в то же время любопытство. Режиссёр Дэви Шу филигранно обнажает сложный психотип героини через неловкие сцены, диалоги и временные прыжки. И этот постоянный процесс поиск себя, кажется, не завершится никогда, потому что травма давно нанесена и уже неспособна до конца затянуться.
7) «Никто тебя не спасёт» (No One Will Save You)
Безусловно, must see и лучший хоррор этого года. По крайней мере для меня. Полтора часа непрекращающегося напряжения, где нет ни одного диалога. При этом драматургия истории раскрывается настолько плотно и детально, что тебе становится понятно в происходящем не только на уровне сюжета, но и в метафорическом плане. Объёмная иллюстрация того, что осознать твою личную травму и понять тебя может только чужой. О том насколько люди зациклены на себе, на своих обидах и не способны к эмпатии. Фильм не только удачно раскрывает метафорический пласт сюжета, но и прекрасно работает на поле хоррор жанра. Каждую минуту режиссёр Брайан Даффилд удивляет и всегда что-то новое показывает. Тут есть увлекательный и разнообразный лор пришельцев, где каждый проявляет определённый характер и способность; присутствует грамотный и ритмично построенный саспенс, а саунд-дизайн ярче подчёркивает происходящее действие.
6) «Оставь мир позади» (Leave the World Behind)
Автор сериала «Мистер Робот» Сэм Эсмейл удачно позаимствовал параноидальную конспирологию из своего телевизионного детища и создал напряжённую, неуютную апокалиптическую притчу, которая в наши дни смотрится максимально актуально. Эгоистическая паранойя о том, что самое страшное - это неопределённость, и единственное желание в такой ситуации найти собственный комфорт: не замечать происходящее и смотреть сериал «Друзья». Так же намного проще. Эсмейл мастерски нагнетает саспенс, талантливо погружает в густую паранойю и виртуозно всё это визуализирует.
5) «Оставленные» (The Holdovers)
Главный рождественский фильм года. Волшебное ретро-кино виртуозно воспроизводит стилистику 70-х, но при это говорит об универсальных вещах, которые вне времени. История про то, как трём разным по типажу и характеру людям приходится вместе встретить Рождество, чтобы найти общий язык в своём одиночестве. Уютная и ламповая атмосфера прекрасно соседствует с флёром тоски и лёгкой грусти. Где Рождество становится не только праздником, сплотивший травмированные одинокие души, но является тем отрезвляющим моментом осознания того, что лучше, возможно, не станет, но с этим можно жить.
4) «Оппенгеймер» (Oppenheimer)
Удачный пример того, когда ты не чувствуешь тяжесть трёхчасового хронометража и увлечённо окунаешься в серьёзную разговорную драму, где хаотичная подготовка к ядерному взрыву смотрится намного увлекательнее самого взрыва. Нолан с амбициозной смелостью взялся за довольно неприбыльный жанр как байопик и создал очередной хит. Этот фанатичный педантизм Нолана идеально подошёл для такой монументальной структуры про то, как личность создала эпоху. Безусловно, увлекательная оптика на Прометея нового века, изменившего мир раз и навсегда.
3) «Джон Уик 4» (John Wick: Chapter 4)
Четвёртая часть нашла идеальный баланс между великолепным поставленным экшеном, иллюстрацией лора и мифологии франшизы и незамысловатым сюжетом. Сугубо развлекательный продукт со сценарием уровня боевиков категории «B», но оформленный под кино «А»-класса монументального размаха. Низкий жанр, который выглядит как произведение искусства с великолепным арт-дизайном, обладающий роскошным визуальным языком, где живописная эстетика внедрена в ткань повествования, а драки и перестрелки являются частью иммерсивной арт-выставки.
2) «Май декабрь» (May December)
Неуютная драма, которая внешне выглядит солнечно и тепло, но внутри неё - гнилая чёрная дыра. Мир, где за красивым фасадом благополучия живут одни циничные хищники. Режиссёр Тодд Хейнс мастерски и на полутонах иллюстрирует всю эту напыщенную искусственность, где нет откровенности, а есть лишь маски. А медийность лишь укрепляет эту иллюзорную идиллию. И в этом мире жертва, которую лишили детства, так и останется жертвой, скованный в силках, не в силах контролировать собственную жизнь.
1) «Прошлые жизни» (Past Lives)
Самое трогательное и приятно-меланхоличное кино 2023 года. Романтическая история через оптику душевного состояния героев. Любовь, которая не произошла в реальности, но ментально где-то свершилась. Чуткий, тонкий, эмоциональный холст завораживает своим медитативным нарративом. Режиссёрка Селин Сон создаёт объёмных и привлекательных героев в среде абсолютной нетоксичности. Экзистенциальное детерминированное осознание того, что могло, а что в действительности случилось.