Решил вернуться в волшебный мир Хогвартса и на днях дочитал четвёртый роман из цикла о Гарри Поттере «Кубок огня». Хорошая часть, у которой есть свои достоинства и недостатки. Я тут больше буду сравнивать книжный оригинал с экранизацией, чем говорить непосредственно о самой книге. Так как в отличие от предыдущих трёх романов - это часть сильнее всего была подвергнута редактуре со стороны киношников. Что касательно адаптации вполне логично, а вот к деталям, акцентам и визуальным решениям есть вопросы. При том, что я из тех редких зрителей, кому нравится четвёртый фильм без каких-либо нареканий по части сюжета, а после прочтение книги считаю, что вся эта линия с домовыми эльфами, вся эта заковыристая предыстория Барти Крауча-младшего, присутствие героя Людо Бэгмена были правильно убраны из экранизации. Хотите более расширенного лора - читайте книги.
Фильм в этом плане убрал мишуру и сосредоточился на основном. И вроде авторы неплохо сконцентрировали повествование, но в то же время кастрировали те волшебные детали, которые можно было филигранно показать визуальным языком. В книге есть прекрасный сегмент с чемпионатом мира по квиддичу, присутствует довольно тактильная сцена третьего испытания в лабиринте с различными опасными живностями, но эти моменты в фильме либо урезаны, либо показаны максимально незрелищно. Режиссёр Майк Ньюэлл вместо того, чтобы подчеркнуть в ткани нарратива эфемерную угрозу чего-то опасного, ушёл в подростковую романтику, которая в романе лишь эхом присутствовала между строк. Да и с монтажом у фильма были проблемы.
Книга, конечно, намного шире и объёмнее подаёт историю. «Кубок огня» в целом расширяет магический мир и его границы, и сообщает нам, что мир волшебников не ограничен Хогвартсом, а имеет глобальную систему из различных стран и магических школ. Четвёртая часть не только рассказывает про очередные приключения главных героев, но и затрагивает тему социального неравенства через сюжетную арку домовых эльфов. В то же время роман отлично работает в детективном жанре с увлекательной интригой и большим количеством подозреваемых, что даже читателю не смотревшего фильм, будет сложно найти истинного злодея. Не говоря уже о том, что в контексте всего цикла о Гарри Поттере - четвёртая часть является переломным романом, который с приходом Волан-де-Морта резко меняет тональность, словно сообщая, что флёр детских сказок закончился. И благодаря таким составляющим - как детективная часть, расширенный лор, смена тональности, социальный аспект - «Кубок огня» выделяется.
Но также в книге много вымученных и слишком надуманных моментов. Например, в фильме весь план Волан-де-Морта выглядит как спланированный акт группы людей, а в книге - это случайные и удачные совпадения. Вся эта мотивация и предыстория Барти Крауча-младшего, которая привела его к Волан-де-Морту, сшито такими белыми нитками, что потянешь одну, весь этот конструкт рухнет от тяжести надуманности. Плюс, Джоан Роулинг вновь довольно топорно раскрывает сюжетные хитросплетения книги через длиннющую экспозицию двух злодеев. А то вдруг детишки не поймут. С другой стороны, это совсем незначительные недостатки на фоне такого вовлекающего эскапистского произведения.