Прочитал дебютный роман Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Прекрасное и объёмное дополнение к одноимённому фильму, которое является именно полноценным дополнением, а не примитивной новеллизацией. Конечно, Тарантино описывает и опирается на сюжет картины, но всегда эти сцены расширяет, иногда меняет в них контекст и вносит неизвестные нам детали. Структурный нарратив романа очень напоминает «Криминальное чтиво», так как история развивается нелинейно и чаще состоит из ярких флешбэков и флешфорвардов. Больше, там даже есть события сериала внутри книги.
По сути, роман, как и фильм, это ещё один способ Тарантино признаться в любви к Голливуду и кино в целом. Книга изобилует подробным описанием сериалов, фильмов, имён актёров, режиссёров Голливуда 1950-60-х годов, поражая своей эрудицией и энциклопедическими знаниями. Хотя читателю далёкого от кино - будет сложно пробираться через этот поток кинематографической информации. Но синефил всё это будет поглощать с жадностью. При этом самое изобретательное и изящное состоит в том, как Тарантино ловко компилирует реальные произведения и имена звёзд с вымышленными событиями.
Роман приоткрывает нам много дверей, которые были закрыты в фильме. Если в фильме герой Клиффа Бута транслировал лишь маскулинный образ с довольно туманным прошлым, то книга вываливает всю подноготную Бута, раскрывая в нём полноценную и очень неоднозначную личность. И если вас беспокоил вопрос: убил ли Бут свою жену? То ответ будет утвердительным. В действительности образ и прошлое Бута чем-то коррелируется с персонажем Растом Коулом из «Настоящего детектива». Бут вроде психопат, но при этом эмпат, любящий европейское кино. Также мы много узнаём о Рике Далтоне, и почему он так эмоционально и чувственно на всё так реагирует.
И в целом по части сюжета у Тарантино вышла совсем другая история, чем в фильме. Даже та кровавая и эффектная кульминация картины, фигурирует в книге где-то на сотой странице в паре абзацев. Фильм всё-таки был про золотую эпоху Голливуда до своего заката, где Шэрон Тейт была её символом, а роман больше про главных персонажей. Поэтому сцены с Тейт в книги теряют свой первоначальный символизм, как и фундаментальную значимость. С другой стороны, эти различия идеально дополняют книгу и фильм.
Кончено, ещё можно пожурить художественный слог Тарантино, которого тут нет. В литературном плане книга выглядит как сценарий. Функциональный, информативный, максимально скупой на обороты, но жаловаться на дебютную работу из-за отсутствия красивых эпитетов - не буду. Так как то приятное послевкусие, которое подарила мне эта книга, искупает все мелкие недостатки романа. Важное, что требовалось от Тарантино - это рассказать интересную историю. И это ему удалось. Дважды.