40) «Другие» (Алехандро Аменабар, 2001)
Возможно, лучший готический фильм ужасов со времён «Невинных», туманное упоение Алехандро Аменабара - это больше, чем просто дань уважения к бессмертной истории о призраках Джека Клейтона, а вполне самостоятельное произведение в статусе настоящая классика. С радостью переиначивая старые жанровые тропы, чтобы исследовать тему внутреннего страдания в лице актрисы Николь Кидман (в одной из своих лучших главных ролей) в роли измученной матери, которая после Второй мировой войны скрывается в доме с привидениями на Нормандских островах. Напрасно ожидая, когда её муж вернётся с поля битвы и поможет позаботиться о своих светочувствительных детях, женщина начинает размышлять о природе происходящих вокруг неё странностей. Возможно, у неё нервный срыв или призрак старой леди действительно овладел её дочерью? Правда раскрывается только после 100 минут насыщенной холодной атмосферы, когда «Другие» демонстрируют один из величайших твистов в истории кино. Выбивая тем самым почву из-под ваших ног, переворачивая восприятия в том, что люди те же привидения, что и дома населённые ими.
39) «Дьяволы» (Кен Рассел, 1971)
Фильм «Дьяволы» Кена Рассела 1971 года - это экранизация романа Олдоса Хаксли «Дьяволы из Лудена», повествующая о реальной жизни Урбена Грандье, священника 17-го века, обвиненного в колдовстве со стороны сексуально подавленной настоятельницы монастыря - горбатой сестры Жанны. Рассел глубоко погружается в тему религиозного лицемерия и в её кощунственные образы, превращая историю в откровенную иллюстрацию человеческой низости, где в одиночку создаёт такой поджанра, как Nunsploitation. Одна из самых противоречивых сцен фильма, получившая название «rape of Christ», показывает монахинь аббатства, буйствующих в сексуальном экстазе, превращая церковь в бордель с оргией, где священники онанируют над страницами Библии, а стая обнаженных монахинь начинают приставать к гигантскому распятию в оргазмическом припадке. Неудивительно, что «Дьяволы» получили рейтинг «Х» и попали под тяжёлую руку цензуры. Даже при том, что сейчас посмотреть этот фильм не представляет никакого труда, но всё же оригинальную версию без каких-либо купюр студия до сих пор не удостоилась выпустить. Тем не менее, «Дьяволы» по-прежнему увлекают своими рассуждениями о коррупции власти и о том насколько опасна сексуальное подавление, перерастающее в истерию.38) «Маска Сатаны» (Марио Бава, 1960)
В 1960 году итальянский хоррор-маэстро Марио Бава запустил свою карьеру с фильма «Маски Сатаны», вольная адаптация короткого рассказа Николая Гоголя «Вий». Фильм также стал творческим трамплином для актрисы Барбары Стил, в роли Азы Вайды, ведьмы, сожженной на костре, которая спустя сотни лет возвращается из мёртвых, чтобы отомстить потомкам своих убийц. Мучение Азы осязаемы и, оттого, ужасны. У неё есть маска смерти, утыканная шипами, которую прибили к её лицу, перед её сожжением. Тут можно отметить одну из лучших сцен фильма, когда Аза возвращается к жизни, её лицо после снятия маски, по-прежнему имеет нетленное состояние, но обрюзгшее от следов острых шипов. Притом, что этот фильм является потрясающим образцом итальянского готического хоррора, он был запрещен в Великобритании до 1968 года из-за редких сцен насилия, а в США он был и вовсе подвергнут цензуре. Но даже несмотря на это, «Маска Сатаны» в те годы удивляло своей выстроенной атмосферой с туманными кладбищами и заброшенными подземельями, в которой можно было заприметить отголоски лучших фильмов ужасов из 30-х годов. Вскоре Бава двинется в цветной мир джалло, но «Маска Сатаны» всё равно останется одним из лучших его работ.37) «Дом» (Нобухико Обаяси, 1977)
История гласит, что японская киностудия «Тохо» устала терять деньги на глубоких и вдумчивых фильмах, и поэтому они ярко продвигали картину «Дом» Нобухико Обаяси - потенциально непривлекательный сценарий, к которому ни один штатный режиссёр не хотел прикасаться - думая, что пришло время потерять деньги на картине, которая совсем не имела смысла. В итоге кино заработало лишь половину денег из запланированных. Бредовая (и странно весёлая) история о девочке-подростке по имени Великолепная (Кимико Икэгами), которая приглашает группу друзей в дом с привидениями, где живёт её тётя. Такой опус магнум режиссёра Обаяси в демонстрации безумного парад изысканной фантасмагории. Матрас-убийца, плотоядное пианино и демонический кот - и это лишь вершина айсберга дикого, супервесёлого и невозможно игривого фильма, где даже самые незначительные моменты больны безумием. Забытый драгоценный камень, спасённый компанией Criterion Collection, подарившая ему культовый статус. Возможно, «Дом» не имеет ни малейшего смысла, но в своё время он был хитом, а в наше время даже большим.36) «А теперь не смотри» (Николас Роуг, 1973)
Почему существует так много фильмов ужасов на тему потери? Это большой вопрос, на который «А теперь не смотри» может дать исчерпывающий ответ. Во-первых, шедевр Николаса Роуга - расколотый и непоколебимый портрет двух родителей (Дональда Сазерленда и Джули Кристи), скорбящих о смерти своей маленькой дочери - вдохновил миллионы других фильмов на исследование этой темы. Во-вторых, эта болезненная экранизация новеллы Дафны Дю Морье, усложнённая психологическим хичкоковским саспенсом и вдохновлённая сюрреализмом Борхеса, иллюстрирует, как жанровый язык может более естественно раскрыть тему потери, чем те же стандартные драмы. Жуткие сёстры-близнецы, призрачные видения, мрачность венецианских каналов, одна печально известная сексуальная сцена и череда тревожных моментов объединяются, чтобы сформулировать изолированное безумие, вызванное потерей, которое в последствие обернётся трагедией.35) «Хэнговер-сквер» (Джон Брам, 1945)
Оцените актёрскую игру Лэйрда Крегара, и вы сразу же станете его фанатом. Один из лучших характерных актёров начала 40-х годов, сделал бы блестящую карьеру в фильмах ужасов, если бы не случившаяся трагедия. Крегар, весивший более 300 фунтов на протяжении большей части своей взрослой жизни, хотел изменить свой грузный образ, так вследствие чрезмерной диеты и физических упражнений он за год потерял 100 фунтов, что вызвало сердечный приступ, повлекший смерть в возрасте 31 года, прежде чем его последний фильм «Площадь похмелья» вышел в прокат. Крегар играет чувствительного пианиста, который страдает лунатизмом и при этом убивает женщин. Когда он просыпается, то совершенно не помнит об этих убийствах. Может ли он нести ответственность за убийства, поскольку он их совершает бессознательно? Но всё же совершает. Это приводит к глубочайшему страху, что независимо от того, насколько хорошим человеком мы себя считаем, всегда есть ужасная тёмная сторона, которая только и ждёт, чтобы выползти наружу.34) «Хребет дьявола» (Гильермо дель Торо, 2001)
Магия кинопроизводства Гильермо Дель Торо заключается в его умение сочетать ужасы и удивление таким образом, чтобы усилить эти эмоции без привкуса банальности. Действие фильма происходит во время Гражданской войны в Испании (он была снят в Испании при поддержки Педро Альмодовара), рассказанное с точки зрения Карлоса (Фернандо Тиельве), 12-летнего мальчика, который недавно прибыл в зловещий сиротский приют после того, как его отец был убит на войне. Карлос, преследуемый видениями таинственного призрака, пытается собрать воедино тайну того, что же произошло той ночью, когда бомба упала во двор приюта (но, как ни странно, не взорвалась), и был убит молодой мальчик (который теперь бродит по дому). Фильм больше вызывает тревогу, чем страх, и показывает, насколько страшно быть ребёнком во время войны. Не зря Дель Торо считает «Хребет дьявола» своим самым личным фильмом.33) «Крик» (Уэс Крэйвен, 1996)
Желание режиссёра Уэса Крэйвена переделать хоррор жанр, который сделал его имя нарицательным, могло бы быть полной катастрофой - благо «Крик» получился одновременно смешным и очень страшным, отлично выполняющего функцию слэшер-фильмов, даже несмотря на то, что использует всего его жанровые приёмы. Кино не только высмеивает поджанр слэшер, но высмеивает весь жанр в целом, поскольку крошечный городок Вудсборо, штат Калифорния, находится в заложниках у убийцы в маске без чётких мотивов, нарезающего в лоскуты подростков различными забавными способами. Но в то время, как эта концепция продолжала жить в совершенно другой франшизе «Очень страшное кино» (забавный факт: «Крик» изначально назывался «Очень страшное кино»), Крейвен добавил в него особый ингредиент: а именно саспенс. В конце концов, фильм действительно получился страшным, серьёзным и очень умным ужастиком, который по-прежнему пробивает дыру в жанре. Также как пробивает дыры в подростках.32) «Почти стемнело» (Кэтрин Бигелоу, 1987)
Кэтрин Бигелоу не смогла получить финансирование для реализации своего ревизионистского вестерна, поэтому она оседлала вампирскую волну 80-х, чтобы создать этот уникальный гибрид жанра. Великолепный, кровавый и (романтически) липкий фильм, действие которого происходит в маленьком городке Среднего Запада. «Почти стемнело» - это сложная любовная история вампира Мэй (Дженни Райт) и Калебе (Адриан Пасдар), мальчика, в которого она влюбляется и кусает его в одну очень насыщенную ночь, влюбляясь в него ещё сильнее из-за его добродушного характера. Что не скажешь про её кочевое племя вампиров, где Бигелоу помимо романтичности, вносит весьма жёсткие и брутальные ноты в повествование, демонстрируя очень яркую сцену в баре. Заряжая всё это музыкальной партитурой от Tangerine Dream, которая переносит аудиторию в совершенно другое пространство. Для тех, кто не хотел, чтобы Бигелоу покидала жанровый сегмент ради престижных наград, этот фильм - напоминание о том, насколько сильными были её «менее серьезные» фильмы с самого начала.31) «Кабинет доктора Калигари» (Роберт Вине, 1920)
Положивший начало немецкому киноэкспрессионизму, этот молчаливый ужас стал великим достижением касательно метода повествования, создавшего кошмарный мир, в котором нет ничего определенного. В то время как долговязый сомнамбул Чезаре (Конрад Фейдт) совершает серию убийств по воле титульного гипнотизёра (Вернер Краусс), режиссёр Роберт Вине помещает драму в рамки лабиринтной среды, в которой перевернутый вид выглядит совершенно домашним. Тёмные здания парят на заднем плане под неудобными углами, а дороги сворачивают в головокружительных направлениях. Потолки часто выглядят так, как будто они могут приблизиться к этим безумным персонажам - а, блестящий сюжетный поворот в заключительном акте, по сути, это и делает. Рассказанный в рамках флешбэка, фильм представляет собой историю молодого человека (Фридрих Фейер), чей мир разваливается, когда он узнаёт о злой схеме доктора; со временем, однако, становится ясно, что этот ненадёжный рассказчик может быть жертвой собственного замешательства, и блеск «Кабинета доктора Калигари» заключается именно в том, что он погружает в центр этого безумия. Спустя почти столетие, финальный твист этого фильма всё ещё остаётся сюрпризом для новых зрителей.
Английский оригинал статьи на:
indiewire.com