100 Величайших фильмов ужасов всех времен по версии IndieWire - часть I

Oct 27, 2019 00:49



Почему-то кажется, что фильмы в жанре ужасов всегда недооценивают? Ну что точно можно сказать наверняка: в эпоху господства гиков - критики и академики уже не считают этот жанр низким, часто напоминая об этом в прошлом. Но даже сейчас ходят разговоры о таком термине как «elevated horror», с более глубоким исследованием ужаса и страха, такие как «Реинкарнация» Ари Астера и «Суспирия» Луки Гуаданьино - два совсем недавних примера, которые явно отличаются от обычных хоррорв. Идея состоит в том, что они воздействуют на мозг намного сильнее, чем типичные сцены с разбрызгиванием кровью об стену.

Такие фильмы, которые вызывают у вас надпочечники, дрожь в позвоночнике, мурашки по коже, учащают дыхание, порождая такую ​​интенсивную физическую реакцию словно у вас церебральное переживание. Мы всё время забываем то, что, как говорит Марианна Ренуар, героиня Анны Карины Пьеро Ле Фу: в чувствах могут быть идеи.

То, что пугает людей, многое говорит о них - как недавние дебаты о том, что это значит, если зритель находит определённые элементы, как на примере фильма «Прочь», пугающими или смешными. «Прочь» продемонстрировало близость между ужасами и комедией, эти два жанра чаще всего ожидают немедленной, интуитивной реакции. Возможно, отвращение, которое испытывают некоторые зрители к обоим жанрам - это страх потерять контроль: смеяться так сильно, что ты фыркаешь, или от страха отворачиваться, и от этого смущаться. Многие люди несмотря ни на что просто не хотят терять контроль. Что забавно, так это то, что ужасы, как и комедия - это жанр, в котором режиссёры обязан на всех этапах производства с максимальной щепетильностью контролировать процесс создания материал, а также идеально откалибровать повествование, чтобы зритель всё же смог потерять контроль.

Сотрудники IndieWire составили этот список из 100 величайших фильмов ужасов всех времён, чтобы прославить эти чрезвычайно первозданные и любимые фильмы. Наши авторы и редакторы предложили более 150 наименований, а затем проголосовали за определённые картины из этого списка, чтобы составить из них окончательный рейтинг. Мы надеемся, что этот список отражает широкий спектр и разнообразие жанра: от малоизвестной картины с Лэрдом Крегаром до российского ужастика по рассказу Николая Гоголя, от J-Horror до мексиканской жемчужины «Алюкарда». Подготовьтесь к этим фильмам: потерять контроля никогда не будет таким весёлым.



100. «Деревня проклятых» (Вульф Рилла, 1960)

Что делать, если дети не наше будущее? Это подлый вопрос, который стоит перед Джорджем Сандерсом - профессор в маленькой английской деревушке Мидвич, чья жена была подвергнута силами внеземного происхождения, как и другие женщины детородного возраста. Герой Сандерса считает, что рождённые инопланетные дети - все с платиновыми светлыми волосами и светящимися глазами - заслуживают жизни. Но он быстро понимает, что был неправ - даже в том, что касается его собственного «сына» - и в конечном итоге приходит к сталинскому решению. Наполненная страхом «Деревня проклятых» наводит на мысль, что паранойя, которую мы испытываем, не всегда бывает беспочвенной. Вместо того, чтобы направить историю в сторону прогресса и справедливости, будущее сулит нам лишь энтропию и упадок.



99. «Звонок» (Гор Вербински, 2002)

Мистическая картина Гора Вербински является ремейком японского фильма ужасов 1998 года «Ringu», основанного на одноименном романе Кодзи Судзуки. Журналистка расследует легенду о видеозаписи, в которой запечатлены жуткие и тревожные сцены, после просмотра которого раздаётся телефонный звонок с сообщением о том, что ты умрёшь через семь дней. Эта загадочная история о призраках, вдохновленная великолепной игрой Наоми Уоттс, пропитанная тяжёлой атмосферой - отчасти из-за мрачной, изолированной обстановки в Сиэтле - и вправду пугает свои воплощением. Тёмный, тревожный, с неожиданными твистами в сюжете, поистине завораживающее внимание страшное кино. Первый американский ремейк «J-Horror», поклонники оригинала которого должны признать, что ремейк получился и впрямь достойным. Он породил три продолжения и проложил путь для новых американских ремейков японских фильмов ужасов, включая «Проклятие».



98. «Перебежчик» (Питер Медак, 1980)

От «Незваных» до «Невинных» прекрасные экземпляры хоррор историй о призраках, где «Перебежчик» 1980-го года является одним из лучших представителей своего жанра. После трагической смерти семьи - главный герой переезжает в исторический особняк в Сиэтле, но в этом идиллическом доме также обитает дух несчастного ребенка, тело которого после жестокого убийства было спрятано где-то внутри здания. «Перебежчик» содержит множество криповых моментов, и одну из самых известных сцен, которая, несомненно, вдохновила создателей картины «Другие» 2001 года. Хотя «Перебежчик» не так широко известен, как другие фильмы этого жанра, но при этом он считается фаворитом среди них. По слухам сам Стивен Спилберг показывал эту картину всей съёмочной площадке во время производства «Полтергейста». Мощнейшая игра Джорджа К. Скотта и неотразимая загадка в ткани повествования, возвышают «Перебежчика» в ранг недооценённых жемчужин жанра хоррор.



97. «Алюкарда» (Хуан Лопес Моктесума, 1977)

Алюкарда прожила в монастыре всю свою жизнь, но её мир изменился с появлением молодой сиротки Жюстин. Две девочки становятся неразлучными, а их дружба вырисовывает почти сексуальный характер. Находясь в лесу, они сталкиваются со странным могильником и случайно высвобождают демоническую силу, которая вскоре овладевает ими и угрожает разорвать весь монастырь изнутри, а также всех его обитателей в нём. Так же, как «Дьяволы» Кена Рассела, «Алюкарда» изобилует сексуальной тактильностью в лоне религиозности, где иконография становится почти кощунственной. Молодые девушки обещают свои тела друг другу, и дьяволу, показанному в самой его зверской форме, с раздвоенными копытами и свернутыми рогами - настоящий волосатый кошмар, который, несомненно, послужил вдохновением для Гильермо дель Торо при создании своих фантастических монстров. Когда шабаш собирается, чтобы помолиться, девочки, теперь полностью одержимые, не могут выносить ничего святого. А сама часовня полностью погружающееся в хаос, дарует воистину незабываемый финал. «Алюкарда», возможно, не так известна, как «Изгоняющий дьявола», но это фильм об одержимости, не похож ни на один другой, который не следует по известным тропам своего жанра, и этим он приятно удивляет.



96. «Истории квартала» (Расти Кандифф, 1995)

Обновленная версия британского фильма ужасов производства Amicus Production, некогда популярного в 60-х и 70-х годах. Культовая классика Кундиева, использующая сатиру для борьбы с расизмом (среди прочих тем), но при этом оставаясь верной конвенциям жанра ужасов. Она оформленная в похожем стиле, что и фильмы студии Amicus, которые обычно повествуют о группе незнакомцев, собирающихся, чтобы встретиться с каким-нибудь злым предсказателем, где они в серии ретроспективных эпизодов узнают о своей судьбе. В «Истории квартала» три члена уличной банды приходят в морг, которым управляет жуткий гробовщик, с намерением купить у него наркотики, чтобы затем продать их на улице. Вместо этого гробовщик, в актёрском исполнении Кларенса Уильямса III, рассказывает четыре пугающие истории, после чего раскрывает свою истинную сущность, а преступное трио узнаёт свою окончательную судьбу. «Истории квартала» не только эффективно освещает социальный подтекст антологии Amicus, но и даёт мощный комментарий (иногда с резким юмором) по ряду вопросов, касающегося расовых проблем, таких как жестокость полиции, институциональный расизм и насилие со стороны банд. Конечно, некоторые аспекты должны были озвучены ещё 23 года назад, но «Истории квартала» зреет в корень. Кстати, Кандифф выпустил продолжение в 2018 году.



95. «Мессия зла» (Уиллард Хайк и Глория Кац, 1973)

«Мессия зла» - редкий драгоценный камень, которому удаётся заползти под кожу, несмотря на очень низкий бюджет. Когда главная героиня отправляется в приморский город в поисках пропавшего отца. Она обнаруживает, что жуткий посёлок проникся культом нежити. Не совсем ясно, являются ли эта нежить зомби или вампирами, но их присутствие обрамлено аурой зла. Хотя «Мессия зла» мало кому известна, она полна знаковых и запоминающихся сцен, отсылающих к лучшим работам Джорджа А. Ромеро. Соавтор и сорежиссёр супружеский дуэт Уилларда Хайка и Глории Кац, будущем напишут сценарии к знаменитым картинам «Американское граффити» и «Индиана Джонс и Храм Судьбы», а касательно «Мессии зла» - это кино всё же стоит поискать.



94. «Кровавый залив» (Марио Бава, 1971)

В 1963 году Марио Бава выпустил фильм «Девушку, которая слишком много знала», положив начало жанру, который доминировал в итальянском кинематографе долгие года. В 1971 году Бава вновь переизобрёл этот жанр с помощью своего раннего слэшера «Кровавый залив», где убийство богатой наследницы запускает цепь убийств, также коснувшихся группы невинных подростков, разбивших неподалёку лагерь. «Кровавый залив» стал ключевым источником вдохновения для «Пятницы 13-го» и её последующих продолжений, копирующих убийства из фильма Бавы, почти дословно. И это остаётся жизненно важным фактом для фанатов ужасов, а также напоминание о том, как Бава продвигал и изобретал новые правила в жанре хоррор, влияние которых мы можем ощутить и в наши дни.



93. «Что ни день, то неприятности» (Клер Дени, 2001)

Сочетание секса и насилия в фильме о вампирах - едва ли новая область, но через призму режиссера Клер Дени - и то, как её камера изучает тела в движении - становится естественным продолжением её более тихих драм и мрачного взгляда на природу человека. Обычный Париж - идеальный романтический город для медового месяца, где американский ученый (Винсент Галло) ищет свою бывшую любовницу Коре (Беатрис Даль), с которой он когда-то разделял совместную жажду крови. Коре словно героиня фильма «Побудь в моей коже» - заманивает мужчин в скрытые места, ложно предлагая им секс, но в действительности, чтобы разорвать их в клочья. В конце концов, хранитель Коре Лео (Алекс Дескас) - в своем роде ещё один учёный - выслеживает её и запирает её обратно в подвале своей лаборатории. И это шаблон, который определяет их дальнейшие отношения. «Что ни день, то неприятности» первоначально вызвал неоднозначную реакцию после премьеры в Каннах, но с годами работа Дени приобрела более сознательный и многослойный характер.



92. «Жилец» (Роман Полански, 1976)

Третий фильм в «Квартирной трилогии» Полански менее известен, чем предыдущие два («Отвращение» и «Ребёнок Розмари»), но использует те же самые тонкие разрывы с реальностью, чтобы запечатлеть уникальный режиссёрский стиль на стези психологии - размазывая восприятия реальности, где невозможно идентифицировать, что здесь сон, а что реальность. Сам Полански тут играет главную роль в облике непритязательного арендатора, снимающего квартиру, которого новые соседи-парижане заставляют чувствовать себя нежеланным. «Жилец» Полански, который провёл большую часть своей жизни в качестве иммигранта, передаёт ощущение того, как трудно вписаться в обычную реальность и воспринимать её иначе, чем другие.



91. «Спокойной ночи, мамочка» (Северин Фиала и Вероника Франц, 2014)

Есть ужас, который вы видите, и ужас, который вы можете чувствовать. Медленный психологический построенный нарратив от непритязательного начала до огненного конца, нервирующего в процессе - и не только из-за откровенных сцен телесных повреждений. Кино пропитанное коварным, тревожным чувством, скрытым внутри, где идея о том, что неспособность распознать в семье родных может метастазировать во что-то действительно жестокое. «Спокойной ночи, мамочки» - это такой жгучий страх перед неизвестным, который пронизывает разные пласты восприятия этого многослойного произведения. Да, это может быть настоящим испытанием на выносливость. Но здесь этот экстраординарный опыт, в испытание не самых приятных ощущений распределено по сюжету с мастерской точностью.

Английский оригинал статьи на: indiewire.com

топ, перевод, ужасы, кино

Previous post Next post
Up