Видимо послевкусие от третьего сезона «Твин Пикса» мне ухватило цепкими руками, что я по-прежнему нахожусь в состоянии зацикленности в круговороте творчества Дэвида Линча, тем самым сладостно решив пересмотреть его старые фильмы. Настолько сладостно, что я надумал составить очередной топ.
10) «Дикие сердцем» (Wild at Heart)
Удивительно, но мелодраматическое роуд-муви с Николосом Кейджем и Лорой Дерн сильно выбивается из привычного стиля Дэвида Линча. При том, что картина очень тесно связана с произведением Лаймена Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз» и имеет вкраплённые элементы сказочной составляющей с заигрыванием символическим огнём, но при этом её повествование не затуманена сторонней абстракцией, обусловленная чётким направлением, как в самих героях, так и в самих действиях, ведая историю определённо в правильную, но в незатейливую мораль. Так в отсутствие тёмной мистики, может показаться, что ничего кардинально страшного в фильме нет, но Линч не был бы Линчем, если бы не ввёл в сюжет жуткого персонажа Уиллема Дефо, подарившего нам одну из самых неуютных сцен, в которой он сексуально домогается героини Лоры Дерн.
9) «Внутренняя империя» (Inland Empire)
Безусловно, самый сложный для восприятия фильм Линча, повествующий, как и все его фильмы с виду весьма простую историю, но усложнённую по причине многослойного повествования, где различный пласт реального и нереального обусловлен дополнительным пластом двойственности происходящего, как и двойственности самих персонажей. И в этом огромном трёхчасовом сюрреалистическом полотне, пропитанного всеобъемлюще мрачной и депрессивной атмосферой несбывшихся надежд, выбивается безмерно тёмная и грязная сцена, в которой героиня Лоры Дерн в образе падшей и нечистой внешне личности, плутает среди дешёвых проституток и видит со стороны своего двойника в виде отражающей аллюзии.
8) «Человек-слон» (The Elephant Man)
Прекрасная картина о человеческой гуманности, основанная на биографии Джозефа Меррика, известный как Человек-слон, болевшего очень редкой болезнью - синдромом Протея. Духоподъёмное своим посылом, трогательное своей историей и талантливо исполненное авторским видением великое кино, где Линч обнажил откровенно эмоциональный спектр всевозможных чувств, одновременно чередую светлые моменты фильма с его тёмными. Где самый экспансивно выбивающий и неприятный эпизод происходит во время издевательства над главным героем со стороны любопытных и пьяных зевак, измывающиеся над ним в его же уютной комнате.
7) «Твин Пикс» (Twin Peaks) 2 сезон 2 серия
Наверно первая из череды сцен, которая в далёком детстве произвела неоспоримо пугающий эффект. Спокойная и романтическая сцена музыкального исполнения just you, прерывающаяся ревнивым наблюдением Донны Хейворт за мимолётным притяжением между Джеймсом Хёрли и Мэдди Фергюсон, а затем заканчивающаяся жутким появлением БОБа, который неожиданно выходит из-за угла, а потом плавно и грозно приближается вплотную к экрану нашего телевизора, на миг создавая эффект настоящего присутствия.
6) «Синий бархат» (Blue Velvet)
Великолепный детектив с нотками нуара, отменно обнажающего тёмную изнанку маленького городка, которую Линч более детально раскроет в будущем сериале «Твин Пикс». По натуре полностью светлый главный герой, без преувеличения, напоминающего молодого агента Купера, случайно впутывается в опасное дело, всё больше погружаясь в пучину непросветного зла, которое невидимой рукой открывает в герое его тёмную сущность, но в итоге проигрывает его истинному свету. В фильме много криповых моментов, в особенности связанные с персонажем Дэнниса Хоппера, но самая запоминающая из них, когда Хоппер впервые появляется в квартире героини Изабеллы Росселлини и вдыхает некий газ из баллона, а после подвергает её сексуальному принуждению.
5) «Твин Пикс» (Twin Peaks) 3 сезон 8 серия
Третий сезон «Твин Пикс» множества раз радовал шокирующими и страшными событиями, обнажая тёмную сущность Сары Палмер, убивая в первой серии любовную парочку неведомым существом, демонстрируя бездонные глаза злого Купера, но самая вязкая и тёмная из них - это события в восьмой серии, где жуткий лесоруб с внешностью Авраама Линкольна проникает в местную радиостанцию, убивая его работников, а после произнося загадочные слова, во время которых во внутрь спящей молодой девушки, заползает странная химера.
4) «Голова-ластик» (Eraserhead)
Крутой дебют Дэвида Линч, который от начала и вплоть до конца обволакивает своею депрессивной атмосферой и антуражем, наполняя повествование фоновым эмбиентовым звуком, дополняя и подчёркивая этим гнетущие состояние безысходности. Но определённо самая, по-хорошему, больная сцена фильма - это ужин главного героя с родителями своей подруги. Момент разрезания цыплёнка и последующая реакция всех членов семьи на всё это - запоминается на долго.
3) «Шоссе в никуда» (Lost Highway)
История о том, как ревность может довести до неизмеримого безумия, что даже в выдуманных мечтах, она вновь проявит себя и разрушит всё светлое в нём. Изысканное воплощение сна и реальности, фабулу которую Линч доведёт до идеального блеска уже в «Малхолланд Драйв». Картина, конечно же, наполнена разными запоминающими образами, но сцена во время вечеринки, когда к главному героя подходит человек в чёрном, и говорит, что в данный момент находится у него дома - тут саспсен обретает гениальный блеск.
2) «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (Twin Peaks: Fire Walk With Me)
Фильм, который в своё время незаслуженно освистали в Каннах, а истинные поклонники сериала были недовольны отсутствием лампового сериального формата. После третьего сезона все эти претензии воспринимаются с непринуждённой улыбкой. Мне «Огонь, иди со мной» всегда импонировал и до сих пор импонирует гораздо сильнее старого сериала, и даже больше, в топе любимых фильмов Линча - он занимает заслуженное третье место. Забавно, но самая страшная сцена картины, это вновь криповое появление жуткого демона БОБа в моменте, когда Лора Палмер медленно открывает дверь в свою комнату и видит его лик оскала возле комода.
1) «Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr.)
Сон, где сбываются все твои мечты, и реальность, где все эти мечты уже разрушены. Именно так можно ёмко и всецело описать всю суть сюжета «Малхолланд Драйв». Не буду тут оригинальным и сразу озвучу самую напряжённую сцену фильма, а конкретно сцену в закусочной «Winkies», где неизвестный нам человек рассказывает своему «другу», что видел кошмарный сон, в котором он умирает при виде некого страшного лица, неожиданно возникшего за стенной этого заведения. Эталонная сцена нарастающего напряжения.