Прочитал роман Донны Тартт «Щегол». Книга, получившая три года назад Пулитцеровскую премию и вероятно вполне заслуженную. В меру увлекательная история о взрослении, искусстве и судьбе, вдохновлённая произведениями Диккенса и Достоевского, повествующая от лица главного героя Теодора Деккера, который из-за произошедшего взрыва в музее теряет свою мать и по просьбе некого умирающего старика выносит оттуда ценную картину Карела Фабрициуса «Щегол». Тем самым связывая свою судьбу непосредственно самой картиной, преодолевая вместе с ней жизненные, социальные и моральные трудности в течение долго пути, минуя штаты, страны и года. Талантливо цельное содержание с фундаментально объёмным изложением, приятно вовлекающее читательское соучастие, но одновременно спотыкающееся на относительных огрехах индивидуально вкусового предпочтения. Но даже при всех этих огрехах, «Щегол» лично для меня стал чем-то по-настоящему родным. История Тео в определённых местах так напоминала некоторые моменты из собственной жизни, что волей-неволей накрывала память приятной ностальгической волной. При том, что книга вроде и изобилует множествами событий, но при этом её подача материала исключительно разила размеренностью и долей определённой медитативностью, что давало время планомерно проникнуться к эмоциональной исповеди и рефлексии персонажа, как и к его переменчивой и нестабильной обстановке, обусловленная внешними раздражителями. Тартт через яркость описания иногда выдавала откровенно гениальные главы, где например все события в Вегасе восторженно хотелось проглатывать, а в моментах настоящего роуд-муви блаженно смаковать. В то же время, вводя в повествование одного из самых интересных персонажей - полурусского, украинского поляка Бориса - Тартт намеренно или по незнанию ударялась в лубочную клюкву, чем изрядно диссонировала содержание. Помимо этого значительная часть истории была уделена высокому искусству и живописи, вот только конкретного погружения в эту сферу, к сожалению, не наблюдалось. Но больше всего смущало то, как в финальном акте приземлённый роман о взросление, неожиданно обретал криминальный оттенок какого-нибудь «Бандитского Петербурга». С прочей же стороны все эти перечисленные придирки таким же образом могут быть и приемлемым элементом для совсем другого читателя. Так что рекомендую.