Режиссер - Паоло Соррентино. В ролях - Джуд Лоу, Дайан Китон, Сильвио Орландо, Скотт Шеперд, Хавьер Камара, Сесиль Де Франс, Людивин Санье, Тони Берторелли, Джеймс Кромуэлл, Игнацио Олива. Италия - Франция - Испания - Великобритания - США. 2016.
Все вы грешники
Молодой, своенравный и эксцентричный Ленни Белардо (Джуд Лоу) становится новым Римским Папой Пием XIII. Старые кардиналы во главе с камерарием Анджело Войелло (Сильвио Орландо) наивно думают, что неопытность и молодость папы сыграет им на руку, и они смогут манипулировать и контролировать его. Но как оказалось Ленни не так прост и своим энергичным напором стремится кардинально поменять давно устоявшиеся каноны Римско-католической церкви……
Международный проект совместного производства каналов Sky Atlantic, HBO и Canal+, режиссёром и сценаристом которого стал небезызвестный Паоло Соррентино. Конечно, что-то существенного о творчестве режиссёра тут сложно написать, так как единственное что мне удалось посмотреть у Соррентино - это "Молодость". И "Молодость, без преувиличения, сочила напыщенной банальностью, которую скрипя зубами приходилось терпеть, но интригующий синопсис про Папу неверующего в бога и Джуд Лоу на главных ролях, вызывало искреннее любопытство. Любопытство в данном случае не подвело, и сериал получился, возможно, невыдающимся, но вполне крепким и приятным художественным произведением.
Соррентино весьма умело выстраивает композицию, имея на руках крайне щепетильную тему касаемо иерархии католической церкви, и её религии, где с лёгкостью можно впасть в морализаторство или провокацию, автор не занимается ни тем, ни другим. Вместо этого он создаёт яркого и сложного героя с необычным характером, вокруг которого и созидается мир, с последующей фантазией, формирующая дальнейшие события. Соррентино, в действительности, не нужна какая-либо агитка: его восхищает сам материал, где можно поработать с формой и содержанием, невзначай затрагивая некоторые проблемы - в неважных моментах сладостно высмеивая, а в более серьёзных тонко вуалируя. Режиссёр также преимущественно склонен к визионерству, полирующий картинку до максимального блеска, содержащую в себе более весомые мысли, чем в тех же диалогах, которые не менее прекрасны.
Помимо визуального выверенного кадра и увлекательных диалогов, Соррентино божественно оформляет отдельные сцены взрывным музыкальным рядом, который доводит повествование в область эмоционально-эстетическое исступления. Тем самым превращая даже обычную сцену в настоящее произведение искусства.
Но больше всего в затеи Соррентино повезло актёру Джуду Лоу, полностью блаженствующего в своём образе, упивающегося каждой произнесённой репликой и совершёнными действиями. Лоу с восторгом источает своею харизмой, гениально воплощая на лице различные спектры эмоций - ехидно высмеивая, дьявольски гипнотизируя, сентиментально переживая. С одной стороны он вроде беспринципный, жёсткий, лицемерный, но с другой очень человечный, сочувствующий и ранимый. И на обе его противоречивые ипостаси невозможно смотреть без восхищения.
Проблема сериала заключается лишь в том, что Соррентино под финал сезона начал изрядно сдавать позиции, выставляя напоказ ненужную символику, кидаясь от одной крайности в другую. То у него Папа не верит в бога, то оказывается, что Папа и сам, вроде, святой. То изначально режиссёр выстраивает определённый приземлённый прагматизм, то затем и вовсе ударяется в лубочную мистику. И так напыщенная символика неутешительно доходит до элементарной пошлости. Не говоря уж о чрезмерной трансформации личности главного героя в последнем акте через преувеличенные сантименты, попахивающих чем-то искусственным.
Итог: Приятная новинка этого года. Изысканная картинка, жгущий напалмом главный герой, заводной саундтрек и увлекательный сюжет достойны лицезрения. Конечно, Соррентино чуть выдохся под конец, но надеемся во втором сезоне он не потеряет чувства меры и пойдёт уже правильным путём.