Режиссер - Оливер Хиршбигель. В ролях - Кристиан Фридель, Катарина Шюттлер, Бургхарт Клаусснер, Йохан фон Бюлов, Феликс Эйтнер, Давид Зиммершмид, Рюдигер Клинк, Симон Лихт, Корнелия Конгден, Мартин Мария Абрам. Германия. 2015. 114 мин.
Забытый герой
Георг Эльзер (Кристиан Фридель) обычный плотник, осознавший, что управление Гитлера в будущем приведёт Германию к полному краху. Так Эльзер собственноручно спланировал и привёл к исполнению план по устранению фюрера, заложив бомбу в мюнхенской пивной "Бюргербройкеллер", где тот произносил речь. Но роковые 13 минут, увы, не изменили историю……
Странная ситуация - человек, который нашёл в себе храбрость и совершил неудачный, но героический поступок по устранению злобного гнойного нарыва распространившегося по всему миру, таки остался мало кому известным фактом. Благо режиссёр Оливер Хиршбигель поведал нам эту историю о забытом герое Георге Эльзере, которую теперь надеюсь, будут знать намного больше людей.
«Elser» или броское название давшие наши горе локализаторы «Взорвать Гитлера», одновременно фильм о силе духа, о жестокости нации, а также о романтике. Картина разделена на два сюжетных пласта - один непосредственно связан событиями после покушения, где Эльзера допрашивают и пытают, думая, что у него есть сообщники, так как один человек не способен всё спланировать, второй - это череда ярких флешбэков из повседневной жизни его личностного осознания с присущим романтическим антуражем.
И изначально кажется, что эти две линии будут дисгармонировать повествование, в котором нелицеприятные сцены в настоящем вынуждены чередоваться с красочным и беззаботным прошлым, словно режиссёр хотел потешить зрительскую аудиторию, одним представляя жёсткую историческую правду, а другим выдуманную любовную историю. Но в действительности, тут нет никакого заискивания перед зрителями. Оливер Хиршбигель пронзительно демонстрирует насколько германский народ сам добровольно тонет в идеологическом зомбирование, показывая в настоящем пик нацистского режима, через череду жестокости, разбавляя моментами из прошлого, где герой беззаботно живет в ярких лучах солнца, музыкально соблазняя красивых девушек. Лучезарный мир бьющейся жизни, влюбленности и свободы, который медленно омрачается надвигающейся бедой.
Так герой Эльзер начинает понимать, что мнимый рассвет нации введет его народ к гибели, удивляясь насколько люди слепо воодушевлены, когда им обещают жизнь в сильной и процветающей стране. Наиболее явная аналогия прослеживается в самой романтической линии, тонко отождествляя ситуацию с нацизмом. Эльзер влюбленный в замужнюю женщину, муж которой постоянно унижает и бьёт её, но она не может уйти от мужа, так как он её и детей обеспечивает. Эльзер смотрит на побои мужа, также как смотрит на распространивший нацизм, но по ряду причин, ничего не может предпринять. До тех пор, пока не осознает, что хватит быть лишь наблюдателем.
Итог: Замечательная картина о стойкости духа и героизме, воодушевленно утверждающая, что судьбу народа может изменить любой человек, даже простой плотник.