...на Аничковом мосту Петербурга появились «Укротители коней» П. К. Клодта.
На знаменитом Аничковом мосту Петербурга устремляются вперёд четыре лёгкие и стремительные фигуры Укротителей коней. Первые две статуи изначально были созданы скульптором Петром Карловичем Клодтом для украшения пристани Невы. Но планы изменились, и в декабре 1841 года их установили на западной стороне Аничкова моста.
С восточной стороны моста поставили поначалу две гипсовые копии. Позже коней отлили в бронзе, но установить не успели: Николай I подарил их прусскому королю. Затем ещё две бронзовые копии были подарены королю сицилийскому. В конце концов скульптор решил дополнить ансамбль двумя новыми оригинальными, завершающими замысел фигурами.
Скульптуры коня и человека рассказывают полную драматизма историю укрощения природы. Человек борется с конём, подчиняя его своей воле. Временно человек повержен, но не выпускает из рук узды. И, в конце концов, он всё же одерживает верх.
Современники с изумлением заметили в статуях на Аничковом мосту несвойственное скульптуре того времени движение. Кажется, будто лёгкие кони не стоят, а подымаются на дыбы и несутся вскачь, увлекая за собой и своих укротителей, и идущих по мосту пешеходов.
Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда.
Песни воды и хрипящие звуки
Тут же вблизи расплывались в хаóс.
Их раздирали незримые руки.
В чёрной воде отраженье неслось.
Мерный чугун отвечал однотонно.
Разность отпала. И вечность спала.
Чёрная ночь неподвижно, бездонно -
Лопнувший в бездну ремень увлекла.
Всё пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.
Александр Блок. Статуя
РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории