Сибирское межрегиональное совещание Родительского Всероссийского сопротивления

Nov 29, 2015 07:00




28 ноября 2015 года в Новосибирске в ГПНТБ прошло Сибирское межрегиональное совещание Родительского Всероссийского сопротивления (РВС).

На собрании присутствовали активисты организации, работники образования и гости из Москвы, Омска, Барнаула, Томска, Красноярска, Новокузнецка и Кемерово.

Собрание началось с приветственного слова председателя РВС Марии Рачиевны Мамиконян. Мария Рачиевна констатировала, что современное образование зашло в тупик. Мы получили поколение плохо образованных ребят. Социологический опрос АКСИО-6 и II съезд РВС, прошедший летом этого года, показали, что пора исправлять сложившуюся ситуацию. Необходимо на местах создавать движение родителей и педагогов, нужно организовывать гражданские комитеты по образованию, состоящие из родителей и учителей. Только активное участие гражданских комитетов в политике реформ образования может реально повлиять на ситуацию.



Затем, с докладом выступил координатор РВС по Сибирскому региону - Александр Коваленин. Он рассказал о напечатанном в «Новой газете» 12 октября 2015 года манифесте «Гуманистическая педагогика: XXI век». Авторы манифеста - круг людей, ответственных за провальные реформы образования последних лет. Манифест полон иностранных заимствований, и антисоветских акцентов. Виновным в провале реформ образования и падении уровня знаний учащихся авторами манифеста объявляется с одной стороны, «управленческий диктат», мешающий освобождению школы, с другой - общество, которое консервативно и потому ориентируется на советские стандарты образования. Противоречие - куда же в таком случае направится освобождённая от «диктата» школа, авторов не смущает.

Одной из главных целей реформ заявляется индивидуализация образовательных траекторий. Ученик представлен центральной фигурой, равной учителю, способной самостоятельно определить необходимость и объём получения тех или иных знаний. Это тот же, «ювенальный» идеологический переворот в педагогике, что мы наблюдаем и в семейное политике.

Некоторые из идей манифеста звучат непонятно и невинно, если не иметь в виду образы будущего, задаваемые форсайт-проектами - технологиями, нацеленные на неприемлемый для общества образ будущего, и поэтому предусматривающие в своих «дорожных картах» не только шаги реформ, но и подготовку общественного мнения к следующему шагу.



Надежда Храмова (Профессор, к.пс.н. Российского Православного Университета, г. Москва) рассказала о технологиях дегуманизации современного школьного образования. Разрушению подвергается не только институт школы, но и интеллектуальная сфера учеников. При анализе либеральных реформ видно, что цель этих реформ - разрушение советской системы образования. В частности уничтожен принцип заботы государства о воспитании и обучении новых поколений граждан России. Вместо разносторонне развитого человека-творца, современное образование, по словам министра образования Фурсенко, должно воспитывать квалифицированного потребителя. Появились тенденции разделения образования (которое должно быть всеобщим) на «академическое» (для детей состоятельных родителей) и «народное» (для детей из малообеспеченных семей). В качестве директоров школ теперь «сверху» назначается «эффективный менеджер». Учителя стали бесправны, их мнение не учитывается. Даже при введении очевидных вредных нововведений их никто не оспаривает. Разрушается единая научная картина мира: «хотим - будем изучать физику, а хотим - нет». Обучение в школах зачастую происходит по учебникам, чудовищно влияющим на психику детей. Знания в таких учебниках даются бессистемно и без учета возрастных психологических особенностей ребенка. Во многих заданиях нарушается элементарная логика, понятия и закономерности даются безграмотно и непонятно даже для взрослого человека.



Доклад Александра Вансю (г. Кемерово) был о советском опыте восстановления образования. В 1930-е годы молодое советское государство столкнулось со схожими проблемами: различные эксперименты с системой образования привели к провалу. Тогда руководство открыто об этом сказало и приняло быстрые и решительные меры... Были значительно повышены зарплаты учителям. Введён единый стандарт учебников, создан институт инструкторов-методистов из опытных учителей, задачей которых ставилась методическая помощь учителю. Это позволяло анализировать ошибки и оперативно корректировать неудачные нововведения.



Своё мнение высказал Павел Расинский, координатор направления образования в РВС (г. Москва).

Какова главная цель современного образования, задал вопрос Павел. Он упомянул, что в «Дидактике» за авторством Осмоловской И. М. заявляется, что система обучения существует для ученика, который должен быть удовлетворен процессом обучения и испытывать психологический комфорт. Что в том числе следует понимать: если тебе тяжело учить таблицу умножения - можешь не учить её.

Главной целью современного образования должно быть формирование целостной личности. Развитие не возможно без преодоления трудностей. Недопустимо сокращение объема и сложности получаемых знаний. Трудовое воспитание - необходимый компонент процесса обучения.





Во время дальнейшего обсуждения ситуации с современным образованием рассматривались вопросы законодательно-правовых аспектов общественно-полезного труда, вспоминали опыт Ушинского, Сухомлинского, Макаренко и других выдающихся советских педагогов. Учителя рассказывали о своём опыте работы в системе образования, в том числе и об опыте введения трудового воспитания. Подчеркивалось, что, в основном через СМИ, в обществе формируются определенные стереотипы негативного отношения к труду, которые становится всё сложнее преодолевать.





Совещание обсудило дальнейшие шаги по разворачиванию начатой после II съезда РВС работы по рассмотрению проблем современной системы образования. Было решено оперативно обмениваться опытом в этой сфере и более плотно взаимодействовать между активистами РВС различных городов и регионов. Была подчеркнута необходимость активного взаимодействия с обществом: необходимо доступно и обстоятельно доносить до родителей сущность угроз современных технологий разрушения образования. Одним из проектов, осуществление которого предлагалось взять на себя Родительскому всероссийскому сопротивлению - создание единой линейки качественных современных учебников на основе лучших образцов советской педагогической науки.





собрание, РВС, 2015, круглый стол, Новосибирск, Сибирь

Previous post Next post
Up