Примирение?..

Mar 31, 2016 23:55




В газете «Суть времени», начиная с № 154, выходит цикл статей «Лики примирения». Это довольно объемное исследование темы обеления фашистских преступников времен Второй мировой войны. На примере испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне Гитлера в СССР, показаны попытки героизации идеологических франкистов, отличия которых от фашистов были минимальными. Статья за номером 8 на настоящий момент является последней статьёй из цикла.

Довольно давно я наблюдаю некоторые явления, связанные с попытками уравнять и примирить две противоборствующие силы, столкнувшиеся в Великой Отечественной войне: немецко-фашистскую армию а  также её союзников и коммунистический СССР. Причём, если в случае с фашистами, происходит обеление и героизация, а так же попытки показать их если не обычными людьми, то даже гораздо более благородными и человечными, в случае же с советскими войсками происходит совершенно обратное. Сталинский СССР пытаются обвинить во всех смертных грехах, как ужасную тюрьму народов и убийц, на уровне геноцида, своего населения.

Помимо событий, связанных с испанской «Голубой дивизией»: установка монументов, возложение цветов высокопоставленными дипломатами и прочего, в России тоже происходит нечто, что можно назвать попытками примирения с нацистскими военными преступниками.

Вот, с месяц назад, прошли очередные празднования 23 февраля, дня защитника Отечества. Прошли опять не без конфуза, когда в очередной раз на поздравительном баннере какой-то горе-дизайнер разместил вражескую военную технику, немецкую, времён Великой Отечественной войны.




Мне почему-то кажется, что подобные «ляпы» присущи не только неопытным молодым «дизайнерам» заваленным оперативкой и плохо знающим историю - в конце концов, «полстраны танкисты» (многие играют в онлайн-игру World of Tanks, где исторически достоверно воссоздана старая военная техника) и что-что а «Тигр» от «Т-34» отличить способны. Мне кажется, тенденция подобных «героизаций» противника гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд и выходит далеко за рамки обычной исторической некомпетентности...

Был такой исторический персонаж, немецкий военный врач - Курт Ройбер. Во время Сталинградской битвы воевавший в 16-й танковой дивизии вермахта. До войны Курт был лютеранским священником и защитил диссертацию на тему «Этика врачующего сословия». Кроме того, врач-священник вермахта имел некоторую склонность к рисованию.

Примерно под рождество 1942 года, Курт Ройбер и его сослуживцы, понеся огромные потери, попали в Сталинградский котёл. И вот в ночь на Рождество, проникнувшийся отчаяньем и безысходностью немец, нарисовал углём на обратной стороне советской географической карты мадонну с младенцем Христом. Позже этот рисунок стал известен как Сталинградская мадонна.




По моему мнению (а я имею некоторое представление о рисовании, так как закончил худграф), с точки зрения исполнения, рисунок врача-священника никакой художественной ценности не несёт, качественно он напоминает скорее почеркушку студента первокурсника какого-нибудь художественного училища на полях лекционной тетради. Его ценность можно определять лишь на фоне исторического окружения. И то, на мой взгляд, надписи сделанные погибающими советскими солдатами на стене Брестской крепости гораздо более эмоциональны и выразительны.

Копия «иконы», помимо всего прочего, сейчас находится в волгоградском католическом храме Святого Николая и широко почитается среди волгоградских католиков как икона «Дева Мария Примирения».

Налицо некая странность - в Испании идеи «примирения» с нацистскими преступниками не находят протестов среди левых организаций, а зачастую и поддерживаются ими. А у нас «творчество» солдат вермахта спокойно почитается за святыню. И не только местными католиками. В 1990 году рисунок немца освятили (он обрёл статус иконы) три представителя церквей: православной, католической и протестантской.

После окончания битвы под Сталинградом Курт Ройбер попал в лагерь НКВД № 97 в городе Елабуге, где умер 20 января 1944 года.

Совершенно нельзя сказать, что так же трагически сложилась судьба каждого военнопленного елабужского лагеря. Например, лейтенант вермахта Отфрид Пройслер, попавший в тот же лагерь военнопленных, не только благополучно дожил до старости (был выпущен в 1949 году), но и стал известным детским писателем-сказочником. Пройслер на всю жизнь сохранил тёплое отношение к Елабуге, где у него зародилась мысль писать сказки и где он их начал писать (у нас в стране наибольшую известность получила сказка Пройслера «Маленькая Баба-Яга»).



Но вернёмся к Ройберу в Сталинграде...

Да, он был врачом, да он был пастором, но одновременно с этим он был солдатом вермахта. Что-то с трудом представляется ситуация, прошу прощения за ёрничание, когда на приказ старшего по званию, Ройбер отмахнулся бы: - Как вы можете мне приказывать убивать людей?! Я же врач и священник! И автор книги по этике! Давайте я вам лучше мадонну нарисую...

Кроме всего прочего, Ройбер вёл дневник, где можно прочитать следующее:

«Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем - смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием. Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

Наверно, солдаты вермахта, недостаточно тёмная сила для Ройбера, зато достаточная для местного населения, чего немцу понять не дано. И очень понятно, как заманчиво для современных десоветизаторов трактовать эту тёмную силу как, например, довлеющий над русскими сталинизм.

В биографии Ройбера описыватся как он слышал, как горячо молились русские люди в разрушенном Сталинграде, и их молитвы были ему более чем понятны. Молился и Ройбер - о том, чтобы человечество, в конце концов, научилось различать добро и зло.

Не заостряя внимание на феноменальном слухе Ройбера, наверно это следует понимать, что добро олицетворяли солдаты вермахта, ведь он был на их стороне...

В 2013 году волгоградский художник Владислав Коваль рисует картину к юбилею Сталинградской битвы. На картине он изображает немецких солдат сидящих в заснеженном окопе вокруг рисунка Курта Ройбера с Мадонной и младенцем.




Художнику не хочется чтить героизм защитников Сталинграда. Он не смог, или не захотел найти никакого иного сюжета, кроме трясущихся от страха и холода фашистов в блиндаже.

И, что характерно, В. Коваль говорит, что главная идея его картины - примирение двух народов: русского и немецкого.

Примирение с немецким народом? У нас нет и не было конфликта с немецким народом. У нас был конфликт с фашистами. А фашизм - не имеет национальности. С кем в таком случае предлагает примиряться художник, с фашистами? На Украине вот примирились с фашистами и что получили?

Легко обращать мольбы к Божьей матери, когда смерть в двух шагах от тебя. Греет ли этих фашистов в мороз огонь от стыда, за совершенные злодеяния? Нет, ведь они воюют за правое дело с нелюдями и недочеловеками, со славянским зверьём. Это с ними-то нам предлагают примиряться?!

И очень хорошо понятно, почему на западе носятся с этой «иконой», ведь русские изверги и безбожники сгноили в гулаге такого замечательного человека: художника, врача, пастора. А значит и они звери, и ничем не лучше фашистов!..




Похожее негодование, как в случае с картиной Коваля, у меня вызвал в своё время немецкий мотоцикл, который принял участие в одной из первых акций «Бессмертный полк», проходившей в новосибирском академгородке. При этом мотоциклист (скорее всего реконструктор) был обряжен по всей форме: в каску, плащ и краги. Или просмотр телепрограммы, где ветераны вермахта приезжали в гости к советским ветеранам.

Что ещё интересно в этой истории с Ройбером и «Сталинградской мадонной» - на могильном камне Курта изображена та самая мадонна, а надпись внизу гласит: «Русские усопшие - это и наши усопшие». Это значит, что и самого Курта Ройбера и его мадонну активно используют как инструмент «примирения». Но, как показывает та же испанская практика «примирения» специфического, когда преступников оправдывают и возвышают, но обвиняют настоящих героев и всячески их очерняют.




Хочется задать вопрос, тем, кто восхищается «Сталинградской мадонной»: вот Гитлер, в некоторой степени тоже был художником, и теоретически мог нарисовать мадонну, и, что ей бы тоже все умилялись?..

Курт Ройбер, Сталинград, фашизм, Владислав Коваль, Отфрид Пройслер

Previous post Next post
Up