Люди театра. 1.

Aug 08, 2022 18:10

Тексты про работников закулисья.
2017год.

Коллектив ТЮЗа торжественно провел на заслуженный отдых (и заслуженный уже давно) свою самую старейшую сотрудницу: костюмера Юзефу Ивановну. Она проработала в ТЮЗе… вдумайтесь в эту цифру…58 лет! Можно сказать, свидетельница истории театра. Сколько всего сменилось за это время: актерских поколений, режиссеров… Сколько тонн костюмов она перетаскала в гримерки из костюмерного цеха и обратно - представить невозможно! А переутюжила сколько?! Мамочки родные!!! За день до этого я столкнулся с ней у лифта. Она была очень расстроенная, а в руках сжимала трудовую книжку. Разговорились, и она рассказала о своем уходе. «Вот, держу трудовую книжку второй раз в жизни. Там всего четыре записи. Весь день глаза на мокром месте. Но, пора... Пришло время уходить». На предложение сфотографировать, просто так, на память, она ответила категорическим отказом, прикрывая лицо и голову своими узловатыми руками, словно от вспышки яркого света: «Я не готова!». (Хотя неухоженной ее никак и никогда нельзя назвать.) «А завтра?» - «Завтра - можно». Настоящая женщина - она навсегда, даже, несмотря на свой преклонный возраст.
Раз я был свидетелем одного эпизода, в котором молодой режиссер после спектакля неистово распекал актеров за то, что они развалили его детище. Юзефа Ивановна, соблюдая субординацию, дождалась окончания «разбора полетов», потом принялась за свою нехитрую работу, и непередаваемым булькающим говорком произнесла гениальную фразу: «Как склеил, так и развалилось». При этом в глазах у нее мелькали озорные огоньки. Думаю, ту самую субординацию ей можно было и не соблюдать. Ведь она много чего перевидала на своем веку!
Однажды после спектакля,собрав костюмы, она заперла гримерку, не обратив внимания на оставленные мной вещи- рюкзак, телефон и прочее... Эту проблему решили, нашли дубликат. На следующий день она зашла в гримерку с повинной, с опущенной головой,в уголках ее глаз поблескивали слезы. Как и кому можно было повысить на нее голос - даже не представляю. И не известно, кто больше: она извинялась или я ее пытался успокоить, что ничего ровным счетом не случилось.. Я ее не убедил. Там что-то другое с ее стороны было, не могу сформулировать...
Это все мелочи.
Кстати,первая запись в ее трудовой была такая - "одевальщица артистов". Так 60 лет назад назывались костюмеры.
А в последний день она королевой прошлась по залу,поднялась наверх под апплодисменты всего коллектива.
Низкий ей поклон и крепчайшего здоровья!
И низкий поклон всем кто служит театру и верен ему на десятилетия.
А сколько у нас таких, как Юзефа Ивановна - не берусь предполагать…

театрстори, Театр

Previous post Next post
Up