Дмитрий Медведев встретился с малыми предпринимателями из Пензенской области. Взятки бюрократам, нехватка рабочих рук, давление со стороны крупного бизнеса - все это мешает развиваться, посетовали ходоки. И президент дал им советы и обещания. Вот только жалоба на проверки его удивила: их сокращают, а их все больше - «просто сюрреалистичная ситуация».
«За полгода, за год и даже за несколько лет невозможно радикально поменять предпринимательскую среду, отношение к бизнесу в стране в целом, поэтому что у нас тяжкое наследие в этом плане. Но в то же время, считаю, что любая такая встреча должна заканчиваться не только поручениями, но и полностью конкретными делами. Естественно, по тем вопросам, где я на данный момент могу ситуацию поменять», - приветствовал президент Дмитрий Медведев руководителей малых предприятий из города Заречный в Пензенской области. Поводом для встречи в Кремле стало письмо, которое президент получил от предпринимателей моногорода, в котором они рассказали о планах сделать у себя кластер высокотехнологических предприятий. В результате Медведев пригласил к себе 12 бизнесменов, но беседа получилась не об инновациях.
«Рабочих рук не хватает, Дмитрий Анатольевич. Нестатусно, непрестижно быть рабочим, а только банкиром, финансистом, певцом и юмористом», - посетовал Владимир Потапов, замдиректора завода «ТАКТ», производящего запчасти к автомобилям. Даже в сериалах главные герои - или «доморощенные олигархи, богатеи с их няньками», или «какой-то офисный гламур», но не человек труда, как это было в русских фильмах - «Высота», «Москва слезам не верит» либо «Свинарка и пастух», возмущался Потапов. «Нужно поменять что-то менять в стране, показывать молодежи, что есть другие пути для самореализации, и тот же рабочий может добиться статуса в обществе», - подчеркнул Потапов, напомнив, что когда захотели поменять статус профессии военнослужащего, то и направленные на определенную тематику рекламы пустили, и фильмы, и даже целый телеканал «Звезда» создали.
Для повышения престижности рабочих профессий нужно повышать зарплаты, посоветовал бизнесменам президент: «Если рабочий будет получать 5 тыщ рублей в месяц, мы таких рабочих не найдем.
Престижность рабочей профессии всегда будет определяться оценкой этого труда, в том числе материальной оценкой». Впрочем, зарплата решает не все, признал глава государства. Все больше молодых людей «выбирают путь госслужащего, Акакия Акакиевича», отметил он: «Это престижная профессия? Не очень. Там хорошо платят? Платят плохо». «Значит, этот путь выбирают поэтому, что это способ быстрого обогащения, коррупции», - сделал вывод президент и даже обрисовал этот путь:
молодой человек рассчитывает прийти на низовую должность, взять раз 5 различных подношений и успокоиться, открыв свое дело. «Хотя, как правило, это никогда так не заканчивается, а становится способом существования на всю жизнь», - взгрустнул президент.
Поговорив о нравственных материях, собеседники по предложению Медведева, перешли к более приземленным темам. «Есть у нас трудности, с которыми без вашего роли не справишься. Например, сезонное закрытие дорог на месяц. Заезжаешь на базу, стоишь какое-то время, а когда нужно выезжать, ты вдруг видишь знак ограничения «15 тонн», но грузовик весит 16 тонн. Получается, что выехать с базы нельзя», - посетовал Вячеслав Садовников, занимающийся перевозками. «И что вы делаете?», - заинтересовался президент.
«Деньги даем ГАИ, - признался Садовников. - Но они на данный момент в открытую не берут, говорят в урну выкидывать».
Предприниматель предложил увольнять взяточников, и Медведев согласился. Но это не единственный метод, отметил он: «Если подтягивать их зарплату до довольно высокого, но разумного уровня, то работник, так же как и заграничный полицейский, будет думать, рисковать и брать взятку или нет». Садовников также предложил отменить транспортный налог, объяснив, что и транспортный налог растет, и цены на солярку растут, и любая деятельность перевозчика становится все более убыточной. «Предложение о транспортном налоге услышал», - произнес Медведев.
Пожаловались бизнесмены и на крупный бизнес, с приходом которого в регионы мелкому приходится закрываться. «Мы перешли грань прибыльности, полгода поработали и свой бизнес прекратили», - рассказал пенсионер Вячеслав Прошкин, который с 1997 по 2009 годы возглавлял завод «Колбасы провинции». Медведев признал, что это типичная история, особенно в торговле, но и здесь нашел рецепт: малому бизнесу надо создавать саморегулирующиеся организации (СРО) - «с объединенными фирмочками и власти, и даже крупные фирмы должны считаться»: «Поди, попробуй обидеть хотя бы одну из небольших фирм, входящих в это объединение. Поднимется такой вой, что и власть, и фирмы не захочут их затирать».
Со своей стороны президент пообещал для улучшения ситуации с конкуренцией ввести квоты для малого и среднего бизнеса в рамках отраслевых федеральных целевых программ: 10% заказов, предусмотренных ФЦП, могли бы быть зарезервированы за малыми и средними предприятиями. «Чем больше процент, тем лучше, - произнес Михаил Паличев, директор приборостроительной фирмы, создающей приборы для железнодорожного транспорта. - Но здесь бы зайти не на этапе готовой продукции, а на этапе постановки задачки, тогда легче».
Бизнесмен Алексей Коробов, владеющий сетью автомобильных сервисов, пожаловался на проблемы с соблюдением природоохранного законодательства. «Ближайшая точка, куда можно сдать отработанное машинное масло, находится в Рязани, в 600 км езды», - рассказал предприниматель. Только в его сети одна тонна отработанного масла за месяц накапливается: «Представьте, сколько это в городском, областном, региональном масштабе. Это реки отработанного масла!» «И что в этим маслом делаете?» - спросил президент. Коробов ответил, что
отработку сжигают, используя в качестве отопления в зимний сезон, но приходит экологическая комиссия и штрафует за увеличение выбросов в атмосферу.
Медведев пообещал поручить правительству продумать вопрос о разработке системы сбора отработанного масла, причем возложив это на крупные компании - поставщиков топлива: «Пусть они вложат в какую-то толику средств, и это будет их вклад в нашу экологическую безопасность».
Пожаловались предприниматели и на таможню. «Ребята страшатся таможенных оформлений, обращаются в посреднические фирмы, чтобы самим не растаможивать. Надо воспитывать чиновников, чтоб встречали хлебом солью», - бизнесмен Андрей Киселев, занимающийся производством кондитерских изделий, по-чиновничьи стучал карандашом по столу. Решить проблему поможет переход на электронную форму обслуживания, пообещал и здесь Медведев: «Необходимо минимизировать случаи, когда представители малого бизнеса обращаются с таможенными службами».
А бизнесмен Олеся Черенкова посетовала, что отношение к ней соседей поменялось после того, как она из наемного работника стала начальником.
«Некоторые отворачиваться стали, потому что имидж у предпринимателя - вор, хапуга», - растолковала Черенкова.
Президент согласился с этим: «Если мы хотим, чтобы в нашей стране было 30, 40, а то и 50 процентов граждан, ставших предпринимателями, мы должны, вероятно, создать программу, пропагандирующую предпринимательское дело. Мы должны показать и разъяснить, что это огромный и тяжелый труд». Без развития «предпринимательства у нашей страны нет будущего», - констатировал Медведев.
Лишь одна жалоба предпринимателей удивила и расстроила президента - на многочисленные проверки и избыточную отчетность. «Реально проверок больше приходит, потому что структур проверяющих больше стало», - чуток ли не хором сказали бизнесмены. «Кто?» - не поверил президент. «Трудовая, налоговая, экологи. Будто их задачка - не помочь, а оштрафовать», - вновь в один глас ответили бизнесмены.
«Но количество внеплановых проверок, наездов на вас меньше?» - все не верил глава государства. «Наездов стало меньше, внеплановых проверок - меньше, но ни один из проверяющих без результатов никогда не уходит», - не пожалели президента бизнесмены.
И картонной работы приходится много делать, и в основном никчемной, сетовали предприниматели. «У меня всего четыре человека работает: если раньше на одного рабочего около пяти кадровых документов было, а теперь больше 30, то есть теперь я должна нанять кадровика и комнату для всей этой бумаги», - разъясняла президенту гендиректор «Еврохим-Пенза» Марина Комарова.
Президент пообещал дать поручение проработать вопрос упрощения системы кадрового учета для «малышей», поскольку возможности последних по сравнению с крупным бизнесом несопоставимы.
«Но, честное слово, я до сих пор не могу осознать, почему мы принимаем огромное количество решений, ограничивающих учетные документы, проверки, а их количество становится все больше, - воскрикнул Медведев. - Просто какая-то сюрреалистичная ситуация».
Click to view