Сетевой маркетинг существует довольно давно, но до сих пор есть люди, которые смутно представляют себе, чем занимаются бизнесмены, занятые в этой отрасли. Тем не менее, индустрия развивается, а портрет менеджера по прямым продажам начинает меняться. Многие приходят в эту сферу сознательно, покидая должности в качестве наемного работника. Для многих это уже не просто дополнительный заработок, а возможность жить и работать в свободном графике, не упираясь в зарплатный потолок, получая доход в соответствии со своими усилиями.
Многоуровневый маркетинг зародился в Америке в 30-х годах прошлого века. Все началось с изобретения химика Карла Ренборга, создавшего пищевые добавки, которые начал продавать. Продукция так понравилась его первым клиентам, что они стали рекомендовать ее своим знакомым, а те в свою очередь своим. Так появилась сеть рекомендатодателей, которым американский химик решил выплачивать комиссионные за привлечение новых клиентов.
В середине прошлого века по этой схеме продвигало свою продукцию около 30 компаний, а к концу второго тысячелетия по всему миру появились сотни сетевых бизнесов, количество которых с каждым годом только продолжает расти. Сегодня через сеть рекомендатодателей в основном продают те же биологически активные добавки, а также косметику, технику, химию для дома и многое другое.
Суть многоуровнего маркетинга состоит в том, чтобы покупателя сделать продавцом и начальником отдела продаж. Здесь получают прибыль за личные рекомендации и факт покупки третьим лицом, а также за продажи своей многоуровневой структуры. И чем больше такая структура, тем выше заработок дистрибьютора. По такой схеме осуществляют свою маркетинговую деятельность многие компании, созданные несколько десятков лет назад. Это известные многим Mary Kay, Herbalife, Avon, Ofiflame, QNET.
Продажи - это нелегкий труд, который предполагает доскональное знание продукта, умение доходчиво излагать свои мысли, выстраивать длительные отношения и соблюдение этических норм поведения. В основе - доверие покупателя, которое ни в коем случае нельзя обмануть. К сожалению, не все умеют быть продавцами, не все способны оставаться этичными, когда речь о деньгах. И это сказывается на имидже всей отрасли.
Тем не менее, ничто не может помешать индустрии прямых продаж развиваться. Сегодня в ней работают уже свыше 4,5 миллиона человек, которые выбрали сетевой маркетинг как самую открытую сферу бизнеса, как социальный лифт, как многократно доказавший свою эффективность механизм воплощения своих жизненных планов.