Какой же русский не любит быстрой езды? А ведь любят ее еще с царских времен - первые отечественные "Гонки моторов" прошли под Санкт-Петербургом в 1898 году, притом, что историю автоспорта принято отсчитывать с 1894 года, когда на первой в мире трассе между Парижем и Руаном прошел "Конкурс беспилотных экипажей".
Вплоть до самого начала Первой мировой войны Российская империя оставалась в центре автомобильных событий, регулярно проводя международные соревнования и демонстрируя на них новые достижения. Так, в 1913 году в гонках на версту (1066 м), организованных "Автомобиль-клубом" северной столицы, была достигнута скорость 202 км/ч, что еще без малого 20 лет оставалось мировым рекордом.
Война и последовавшая за ней революция практически полностью уничтожили автогонки. Лишь к середине 30-х был налажен выпуск собственных автомобилей, однако они уже значительно отставали от немецких, французских и британских аналогов, что, впрочем, не помешало зарождению целой плеяды талантливых советских гонщиков.
Второе дыхание отечественный автоспорт получил во второй половине 60-х. С окончанием восстановления после военной разрухи советские гонщики и их стальные кони вновь начали показывать выдающиеся результаты на международных состязаниях. Например, на ралли-марафоне Лондон-Сидней 1968 года среди 53 доехавших до финиша экипажей были все четыре Москвич-412, и это при том, что подобный уровень надежности в то время не могли продемонстрировать даже признанные гуру вроде AMG.
Новейшая история русского автоспорта: догнать!
С развалом Союза финансирование автоспорта практически свелось к нулю,а ведь на одном лишь энтузиазме далеко не уедешь. Каждый заезд требует напряженной работы команды профессионалов, тщательной предварительной подготовки, и это не говоря уже о проектировании и улучшении самих болидов. Деньги, деньги и еще раз деньги - вот чего сегодня требует подиум автогонок. А располагают ими далеко не все отечественные команды.
Первые ноты возрождения прозвучали на раллийных заездах и гонках грузовых автомобилей. Российская команда "Успенский Ралли Техника" на Subaru ImprezaURTотечественной сборки вот уже на протяжении четырех лет удерживает чемпионский титул по версии P-WRC. КамАЗы от сезона к сезону не перестают оставаться грозой рейдов на распутье, и маститые иностранцы порой не могут даже просто попасть на подиум, не говоря уже о победе. Но неужели это все?
…и обогнать!
Самым популярным классом гонок была и остается "Формула-1". Многотысячные стадионы болельщиков, внимание центральных телеканалов и наивысший престиж - все это одна сторона медали. На ее обратной стороне находится финансирование, точнее его объемы.
До недавних пор на "Формуле-1" были представлены лишь отдельные российские пилоты, такие как Виталий Петров и Виктор Маслов. Ситуация изменилась в 2010 году, когда компания по производству суперкаров "Marussia Motors"приобрела контрольный пакет "VirginRacing". К началу 2011 года были выкуплены и остальные акции команды, после чего она была полноправно переименована в "Marussia F1 Team". Вместе с этим обновился и список партнеров -среди отечественных компаний дело Маруси поддержал концерн РБК, а список зарубежных спонсоров пополнили QNet и Royals.
Новое имя придало сил команде, и уже в следующем сезоне лишь небольшая ошибка в финальной гонке отделила MarussiaF1 от почетного 10 места в кубке конструкторов. В следующем году благодаря активной помощи спонсоров, большей частью QNet и РБК, вопрос с болидом уже не стоял так остро, что позволило более продуктивно начать сезон и без особых проблем по его окончании войти в 10-ку лучших команд.
Полный бак!
Для движения автомобиля необходим бензин, но победа добывается лишь усилиями команды, а ей для развития необходимо финансирование. За последний десяток лет крупные спонсоры появились уже в нашей стране, однако их все еще слишком мало для нормального развития автоспорта.
Все отечественные команды в этой ситуации вынуждены искать деньги на стороне, привлекая инвесторов из-за рубежа. Здесь неожиданно позитивно сказывается общая глобализация бизнеса - во времена, когда уже практически не осталось "национальных" корпораций при выходе компании на новый рынок спонсорство является одним из лучших инструментов для стратегического позиционирования собственного бренда.
Первыми поддержали российский автоспорт RedBull, правда действовали они наверняка - стали партнером команды КамАЗ-мастер практически на пике ее карьеры, а значит, и риск этих инвестиций был минимальным. Впрочем, есть и более наглядные ситуации - например, Marussia F1 смогла договориться с QNet и Royals в момент кризиса, когда общие долги компании перевалили за отметку в 80 млн. евро, да и результаты на треке в то время были весьма неоднозначны.
В любом случае инвесторские контракты остаются взаимовыгодными для обеих сторон. Реклама, размещенная на корпусах автомобилей и форме пилотов, делает свое дело, даже если команда и оказывается вне пьедестала - это отнюдь не мешает созданию "правильного" имиджа для спонсора.
Поддержка автоспорта помимо поул-позиции в продвижении ценности собственного бренда приносит еще и вполне материальную отдачу: стоимость посещения той же Формулы-1 начинается от 100 евро, а для VIP-лож, куда команды приглашают своих спонсоров, цена билета так и вовсе составляет порядка 1.000 евро.
Новый поворот… Что он нам несет?
Одним из самых интересных спортивных событий последних месяцев стала Зимняя Олимпиада. Сегодня автогонки не входят в список олимпийских дисциплин, однако в рамках подготовки к этому грандиозному событию было уделено внимание и Формуле-1.
Вокруг Олимпийского парка Сочи уже практически завершено строительство первоклассного трека, который обещать стать одним из самых скоростных в мире. Первое Гран-при в истории современной России пройдет 12 октября 2014 года, спустя ровно 100 лет после последних заездов такого уровня в нашей стране.
Строительство собственного автодрома - лишь одна из ласточек, возвещающих общее возрождение. Тяга к скорости в крови у всех наших соотечественников. И с каждым годом появляются все новые и новые предпосылки для того, чтобы в заездах мирового класса побеждали не только отдельные российские пилоты, но и отечественные команды.
Уже сегодня спортивные модификации наших грузовиков уверенно лидируют на самых престижных ралли мира, а в будущем мы вполне можем увидеть болиды отечественного производства среди победителей Формулы-1. Пусть это будет не сразу, но такие компании как Marussia Motors уже доказали свою волю к борьбе за победу. И каждое новое достижение в этой сфере будет все детальнее вырисовывать мозаику возрождения российского автоспорта.
Андрей Давыдов
http://www.utro.ua/ru/zhizn/_russkiy_avtosport_dognat_i_obognat_1398762340