крайние пару вечеров вели насыщенную культурную жизнь в рамках фестиваля владимира мартынова, проходящего в "политеатре".
в пятницу мероприятие называлось "профессия: тапер", и мартынов полтора часа вживую аккомпанировал австрийскому фильму 1924 года "руки орлака". в программке было написано "великий пианист орлак в результате крушения поезда теряет обе руки. врачи пришивают ему руки казненного убийцы, и пианист больше не может играть. руки начинают жить своей жизнью. венскую премьеру фильма пришлось прервать, чтобы режиссер успокоил взволнованную публику".
а теперь о фильме. во-первых, он дублирован на русский и украинский, и это очень мило и упоительно. и дублирован прям по-взрослому, там несколько раз показывают написанные от руки письма - они на русском. при этом, судя по качеству пленки, дубляж сделан примерно тогда же, в середине 1920-х, но найти хоть какое-нибудь упоминание о его премьере в советской россии мне не удалось.
ну а во-вторых, по сюжету. великий пианист орлак, конечно, становится жертвой крушения поезда, но пришивают ему руки не казненного убийцы, а самоубийцы, да и не руки пришивают, а кожу пересаживают, да и руки не начинают жить своей жизнью, а у чувака сильнейшее нервное расстройство и психосоматика (о чем ему прямо заявляет врач). там вплоть до того, что главный герой находит газету, в которой написано про самоубийцу. ну и вообще это не хоррор, а такой нуарный трэш. и ок, наверное, в 20-е годы публика была более экзальтирована и легче пугалась, но чему они там пугались, ума не приложу.
но в общем я не об этом.
я о том, что сегодня утром решила повозмущаться тому, что в программке неправильно написано. на что услышала от Ф, ну, маричек, ну наверняка же никто фильм до показа не смотрел, написали, что в интернетах было.
ок, пошла в интернеты.
википедия
В железнодорожной катастрофе пианист Поль Орлак (Конрад Фейдт) теряет обе руки. Хирург заменяет их руками только что гильотинированного преступника Вассера. Орлак впадает в панику, как только узнает о хирургических манипуляциях. В нём неожиданно просыпаются инстинкты убийцы. Отец Орлака (Фриц Штрассны) через некоторое время заколот ножом, которым пользовался Вассер. Этот нож испачкан отпечатками убийцы. Будучи в смятении, Орлак доверяется человеку, выдающему себя за воскресшего Вассера и требует высокое вознаграждение за ампутированные руки. Но вскоре правда выясняется: Неро (Фриц Кортнер), друг Вассера, брал нож в резиновых перчатках, на которые были наложены отпечатки рук Вассера. Неро арестовывают как убийцу и шантажиста. У Орлака наконец-то появляются новые руки, чему он безмерно рад. википедия, хахаха, что ты делаешь, остановись
какой неро, друг вассера, какие резиновые перчатки, какой нож, которым пользовался вассер, какие инстинкты убийы (merde, что такое ИНСТИНКТЫ УБИЙЦЫ?), а главное - какие новые руки, которым орлак безмерно рад?????
другая статья в википедии, кинофантастика в пору немого кино
сильно затянутый фильм «Руки Орлака»(Orlacs Hände, 1924) по роману Мориса Ренара - историю гениального пианиста Орлака (Конрад Фейдт), который в аварии потерял кисти обеих рук. Чтобы спасти его гений для человечества, жена уговаривает его на операцию по пересадке рук от погибшего донора. Операция проходит успешно, руки приживаются. Но постепенно Орлак начинает подозревать, что чужие руки пытаются овладеть его сознанием, и, чтобы не сойти с ума, он пытается узнать, чьи именно кисти ему пересадили.
еще раз - какая жена уговаривает на операцию по пересадке рук от погибшего донора? какие чужие руки пытаются овладеть его сознанием?
ок, иду в аглоязычную википедию
Concert pianist Paul Orlac (Conrad Veidt) loses his hands in a horrible railway accident. His wife Yvonne (Alexandra Sorina) pleads with a surgeon to try and save Orlac’s hands. The surgeon decides to try and transplant new hands onto Orlac, but the hands he uses are those of a recently-executed murderer named Vasseur. From that point forward, the pianist is tortured by the presence of a knife he finds at his house, just like that used by Vassuer, and the desire to kill. He believes that along with the murderer’s hands, he has also gained the murderer's predisposition to violence. He confronts the surgeon, telling him to remove the hands, but the surgeon tries to convince him that a person’s acts are not governed by hands, but by the head and heart. Orlac’s new hands are unable to play the piano, and in time he and his wife run out of money. Creditors give them one more day to pay their bills. Yvonne goes to Paul’s father for money, but is refused. Orlac himself then goes to see his father, but finds he has been stabbed to death with the same knife like Vasseur's. He starts to think he himself committed the murder, and goes to a café for a drink. There he meets a man who claims he is Vasseur, who tells Orlac the same surgeon who did the hand transplant also transplanted a new head onto Vasseur’s body. He then tells Orlac he wants money to keep quiet about the murder. In the meantime, police find Vasseur’s finger prints at the scene of the crime, causing confusion. Paul and Yvonne Orlac decide to go to the police and try to explain about Vasseur’s hands being on Paul’s arms, but that he had no recollection of killing his father. He also tells the police about the man claiming to be the executed murderer, and the blackmail money. It turns out that the man is actually a con man, well known to police. The Orlacs' maid tells the police that he was a friend of Vasseur, and that he had made a set of rubber gloves with Vasseur’s finger prints on them. The gloves were used during the murder. опять-таки, такое ощущение, что люди смотрели какой-то другой фильм. т.е. там есть детали именно фильма, но половина интерпретаций неверные, половина подробностей взяты неизвестно откуда (возможно, из книги, на которой основан фильм?)
вот еще коммерсант 4 года назад отличлся
Первая из трех экранизаций модного романа-фельетона Мориса Ренара. Великому пианисту Орлаку (Конрад Фейдт) пришивают руки казненного убийцы взамен своих, утраченных при крушении поезда. С тех пор он не может играть, зато руки живут собственной жизнью и, кажется, закалывают черствого папашу-миллионера героя (Фриц Страшный, погибший в нацистском концлагере). А какой-то упырь с железными клешнями выдает себя за казненного донора и требует у Орлака, как Паниковский у Корейко, чтобы тот немедленно выдал ему миллион наличными. На венской премьере дамочки падали в обморок. Сеанс пришлось прервать, чтобы Фейдт успокоил шокированную публику. Теперь же этот фильм ужасов лишь вызывает недоумение: как его постановщик Роберт Вине вообще оказался способен снять основополагающий шедевр немецкого экспрессионизма "Кабинет доктора Калигари", где Фейдт сыграл сомнамбулу-похитителя Чезаре? По-настоящему хорош в фильме только этот мертвенно-бледный декадент, разыгрывающий со своими руками пластические этюды-диалоги. Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/1175379 в общем, у меня такое ощущение, что фильм не смотрел никто. и вот так вот всё в этих ваших интернетах.
а вчера мы были на четырехчасовом музыкальном представлении "маримбиссимо"
в первом отделении была группа "вежливый отказ". пластинку группы "вежливый отказ" мне подарил на 12-й день рождения кто-то из одноклассников, я помнится, после первого же трека выключила и больше никогда не ставила. вчера сформулировала для себя это так - я бы никогда не стала слушать эту музыку в записи, но в живом исполнении что-то есть. а также очень круто, что вот люди уже лет 30 занимаются чем-то мало востребованным, в чем-то экспериментальным, но тем, что им самим нравится. это, мне кажется, залог некоторой внутренней молодости
потом были opus posth и гермес зайготт с хрустальными чашами, под которых очень круто было читать empire v, потом была невероятно прекрасная премьера этюда для двух маримб "маримбиссимо", которую играли 8 музыкантов в 16 рук, а потом еще были саша эскапо на компьютере и сева таран с видеохудожествами на рисе, проволоке и проекторе. и это было очень здорово.