В православном календаре Сыропустная седмица, иначе называемая Масленица, период, который непосредственно предшествует началу Великого поста. В 2017 году Масленица начинается в понедельник 20 февраля и продолжается ровно неделю, до начала Великого поста.
Обилие дохристианских обрядов и традиций, ставших неотделимой частью народного православия (соединения христианского и языческого), вынуждает церковь с осторожностью относиться к этим традициям, предостерегает верующихот участия в них и предлагает сосредоточиться на приготовлении к Великому посту. Тем не менее, в народе эти традиции так прочно укоренились, что невозможно представить без них нашу жизнь в этот период.
Истоки масленичных торжеств
Масленичные традиции основываются на дохристианских обрядах и верованиях древних славян, связанных с проводами зимы и встречей весны (периодом весеннего равноденствия, на который в старину в это время выпадала Масленица), началом нового годового цикла, обрядами плодородия (особенно в связи с началом полевых работ) и культом предков.
Сложившиеся традиции, хотя и в измененном и христианизированном виде, благополучно дожили до наших дней. Смысл масличных обрядовых священнодействий, жертвоприношений и иных ритуалов был направлен, прежде всего, на обеспечение плодородия, причем как людей, так и скота и земли в целом, восстановление жизненных сил после периода зимнего умирания.
Это касается и многочисленных ритуалов, связанных с поминовением усопших предков, что носило сакральный смысл в рамках ритуалов плодородия - совершение тризн, ритуальных боев, поминальных трапез с центральным поминальным кушаньем - блинами. Первый блин всегда отдавался предкам (первый блин «комам»). На Руси комами, предположительно, называли медведей (тотемных предков славян). Желательно было их задобрить как тотемных предков и как хозяев леса (элемент ритуалов пробуждения природы). Есть версия, что блины, олицетворяли солнце, которое с нетерпением ждали после зимы.
С принятием христианства все эти ритуалы вошли в народные традиции, и хотя церковь неоднократно с ними боролась, они так и остались частью предвеликопостных приготовлений.
Ритуалы и традиции Масленицы
Начало масленичных празднеств начиналось заранее, ещё в Мясопустную седмицу. В Родительскую субботу совершались и совершаются ритуалы, связанные с поминовением предков. На кладбища носилась ритуальная пища (в первую очередь блины, которые раздавались нищим, детям и т.д.).
Неделю Масленицы традиционно разделяют на две части - узкую (с понедельника по среду) и широкую (с четверга до воскресенья) Масленицу.
Встреча
В понедельник Масленицы с утра свекор вместе со свекровью отправляли невестку на этот день к её родителям, а уже к концу дня сами приходили к ним. Невестка помогала своей матери по хозяйству и в приготовлении угощений к приходу гостей. К этому времени решались все организационные вопросы, связанные с гуляньями: достраивались снежные городки, раскатывались горки, устраивались балаганы, другие развлекательные и увеселительные приспособления. Пеклись блины. Дети скатывались с ледяных горок. Традиционно в этот день создавалось чучело Масленицы. Для этого использовались солома, ветхая старая одежда. Его насаживали на кол и возили по улицам.
Второй день Масленицы
Вторник, который ещё носит название «заигрыша», связан с брачными ритуалами. Это день смотрин невест. Поскольку в Великий пост запрещается играть свадьбы, то этот день был последним (после Святок), когда еще была возможность найти себе брачную пару. А уже после окончания Великого поста, на так называемую Красную горку, уже разрешалось играть свадьбы.
В празднествах и развлечениях в этот день активную роль играли молодые люди. Со второго дня Масленицы начинались и уличные гулянья - народные театральные представления скоморохов, катания на тройках и т.д.
Масленичная среда
В этот день зять приходит к тёще в гости - «на блины». Теща должна была продемонстрировать свое расположение к мужу своей дочери, так сказать, «умаслить». В дом приглашались и другие гости. На Масленицу вообще, но в этот день особенно,считалось необходимым наесться до отвала. Обязательно устраивались и семейные гулянья с обильными угощениями (в первую очередь блинами), на площадях, рынках устанавливались палатки, в которых можно было купить сбитни - напитки из воды, пряностей и меда, выпить горячего чаю с медовыми пряниками.
Всю неделю Масленицы повсеместно катались с горок. Дети катались с самого начала, а взрослые присоединялись к ним где-то со среды или четверга. Каждый должен был хотя бы раз скатиться с горы. Катание сопровождалось песнями, когда ожидали своей очереди. Катание с гор имело особый смысл для наших предков. Считалось, что это увеличивало плодовитость почвы и ожидаемый урожай.
Широкая Масленица
Четверг - начало широкой Масленицы. Повсеместно выплескивались на улицы и площади карнавальные шествия, всевозможные празднества, увеселительные мероприятия, торжества, такие как катания на лошадях, пиршества, кулачные бои, соревнования, балаганы, уличная торговля. Центральным действом было штурм и взятие снежного городка, что так точно описал на своем полотне В. Суриков. Гулянья этого дня включали разведение костров и прыжки через него.
Пятница масленичной недели
Пятница - «тещины вечерки». В пятницу, в отличие от вторника, уже теща наносила ответный визит к своему зятю, а хлопоты, связанные с принятием гостей, ложились на дочь - жену зятя. Это гостеприимство включало и других родственников и друзей. И теперь уже зять должен демонстрировать расположение к матери жены и её родственникам. Супруги звали в гости родителей не только для потчевания, но и набраться опыта у старших, получить мудрые советы и полезные напутствия.
Субботний день
В субботу масленичной недели забавы и развлечения нарастали как снежный ком. Днем цирки, театры, балаганы, рестораны были переполнены. Вечером семьи созывали к себе домой в гости. Суббота масленичной недели - золовкины посиделки. Молодые жены приглашали в гости сестер мужа (золовок) и других его родственников, тем самым, оказывая честь его родичам.
Проводы Масленицы
В воскресенье масленичные торжества завершались. Кульминацией ритуалов было сожжение чучела Масленицы (иногда ещё накануне, в субботу), его похороны, разведение костров для обеспечения прихода тепла. Ритуалы в некоторых местностях могли носить разгульный характер и быть своеобразной пародией на реальные похоронные процессии. Все это носило смысл прощания с зимой, уничтожения тьмы и восстановления жизненных сил природы.