Какие цели преследует Турция, прикрываясь «Щитом Евфрата»?

Sep 25, 2016 12:41



На прошлой неделе мир стоял на грани. 17 сентября Вашингтон «по ошибке» нанес авиаудары по сирийским правительственным войскам. Вашингтон за свои действия извинился, но глава МИД Сергей Лавров сомневается в искренности извинений и для этого есть повод.

Под маской борца с ИГИЛ выступает и Турция. Она уже месяц (с 24 августа) проводит в Сирию «освободительную операцию» под названием «Щит Евфрата». В действительности же цели у турок иные, их больше интересует контрабандистская дешевая ворованная нефть и оттеснение курдов, которые реально противостоят ИГ.


Борьба с ИГИЛ (запрещенная организация в РФ*) является для турков лишь благовидным предлогом. В пользу этой версии говорит тот факт, что операция в Сирии затянулась, но каких либо существенных результатов нет. Учитывая, что турецкое военное представительство достаточно мощное и содержит в себе группировку спецназа, артиллерию, авиацию, два танковых батальона. Основным ударным звеном можно назвать группировку боевиков (5,5 тысяч), сформированную еще на территории Турции. Она состоит из сторонников радикальных исламистских группировок, и носит условное название «Сирийская свободная армия».



Группировку поддерживает разведывательная, штурмовая, истребительно-бомбардировочная авиация международной антитеррористической коалиции. Действует она с турецких авиабаз Инджирлик и Диярбакыр. Для турок важно не допустить усиления курдов на севере Сирии, иначе они рискуют получить серьезную помеху в лице большого курдского анклава.



«Надо сказать, что даже после прекращения гражданской войны в Сирии роль курдского фактора, безусловно, будет значительно более высокой. У нас есть фактически независимый - не юридически, а по факту - курдский анклав в северном Ираке, сейчас мы можем получить фактически независимый курдский анклав на севере Сирии. Третий большой курдский анклав - это Турция. Турки уже сейчас ведут серьезные бои со своими курдами. Это периодически выскальзывает из информационной повестки, но Турция ведет фактически внутреннюю операцию против своих курдских районов. И надо отметить, что гуманитарные вопросы там стоят крайне остро», - утверждает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.



Казалось бы, за месяц такая серьезная сила могла бы серьезно продвинуться вперед в борьбе с ИГИЛ, однако, этого не произошло. Более того, когда Турция заявляет о том, что она, якобы продолжает увеличивать контроль над территориями на севере Сирии и должна двигаться далее на юг, говорит о ее дальнейших серьезных намерениях. Стоит принимать во внимание и тот факт, что на территории Турции находились тыловые базы многих группировок, действующих на территории Сирии, из Турции также велись и поставки вооружения. Все эти факты неоднократно приводило Минобороны России.



На самом деле, начиная с 24 августа и до сегодняшнего дня,  турецкие военные наносят огневые удары  только по курдам и некоторым арабским отрядам из состава «Сирийских демократических сил», учитывая тот факт, что они являются противником вторгшихся с турецкой территории боевиков. ИГИЛ же в это время спокойно эвакуируется, покинув все близлежащие укрепления без боя.

Изображая в СМИ активную борьбу с ИГИЛ, Турция ведет в Сирии свою войну, пытаясь ловить свою рыбу в «мутной воде». Это крайне мешает примирению сторон и выполнению главной миссии - борьбе с ИГИЛ. Таким образом, при поддержке Турции и США  формирования исламистов создают на севере Сирии буферную зону, вбивая  клин между курдскими анклавами в Хасеке и Африне. Турецкий контроль над налаженными транспортными каналами через север Сирии в Ирак, существенно снижает шансы борьбы с ИГИЛ. Известно, что исламисты были надежными партнерами Турции в сфере международного бизнеса и поставок дешевой, ворованной нефти из Сирии, и поэтому сложно ожидать каких либо серьезных действий от Турции в борьбе с ними же.

Поэтому ясно, что и далее она ограничится лишь очередными «вбросами» в СМИ о мнимых победах над исламистами. В перспективе такой «борьбы» можно ожидать и самого крайнего решения вопроса - исчезновения самого названия ИГИЛ, как «товарного знака», а  система логистики с прежними «менеджерами» и «персоналом обслуживания» будет прежней.

Крайне важно сейчас выйти на определенный политический процесс в Сирии, поскольку его отсутствие связывает руки всем участникам, которые в ходе гражданской войны пытаются выхватить для себя некие преференции. Россия, удерживая ситуацию в Сирии от того, чтобы там не разразилась полномасштабная гражданская война, уже добилась очевидных положительных  результатов. О новом плане по примирению сторон и снижению уровня насилия в Сирии, Лавров и Керри объявили 9 сентября после проведения переговоров в Женеве. 12 сентября новый план по Сирии вступил в силу, документы до сих пор оставались засекреченными.

Россия неоднократно призывала США опубликовать текст российско-американского соглашения по сирийскому урегулированию. А 17 сентября президент РФ Владимир Путин заявил, что США не хотят публиковать данные по договоренности в Сирии, так как «мировой общественности станет понятно, кто и что на самом деле не выполняет».Чем быстрее в Сирии заработает перемирие всех и со всеми, не считая террористов, тем быстрее должен решиться и вполне  актуальный вопрос: « А что там вообще делает Турция?»

президент РФ, Владимир Путин, Сирия, Турция, США, ИГИЛ, Россия

Previous post Next post
Up