Масоны всегда были закулисными вдохновителями революций и политических катаклизмов. Но все-таки политика - род деятельности, свойственный далеко не всем разновидностям масонства, поскольку некоторые его англосаксонские течения, определяемые специалистами как масонство духовное или философское, по сути своей ближе к религии.
Строители вне цеха
Как известно, средневековое городское общество делилось на цехи. У булочников имелся свой цех, у сапожников - свой, у каменщиков - свой. В рамках каждого цеха осуществлялось и производственное обучение, и стандартизация продукции, и контроль качества. И он, надо сказать, был весьма строгим. Тот же булочник, вздумай он дурить своих покупателей и делать выпечку меньше установленного веса, вполне мог оказаться в позорной клетке, которую на потеху толпе возили по городу. При этом среди зевак непременно находились желающие костерить нарушителя стандартов последними словами или бросаться в него нечистотами.
Самым могущественным цехом считался цех вольных каменщиков. Постройка домов требовала специальных знаний, которые хранились в тайне от посторонних. Сколь высока была осведомленность этих мастеров в области архитектуры, убедиться совсем несложно. Достаточно посмотреть на средневековые готические соборы и сравнить их с нынешними многоэтажными бетонными коробками. Согласитесь, современное искусство строительства выигрывает разве что в скорости.
Возведение культовых сооружений и феодальных замков всегда требовало большого количества рабочих рук. Вместе с тем людей, исполняющих некие, порой немудрящие, типовые операции вроде подноски камней, не имело смысла принимать в цехи и посвящать в какие-то тайны. Для этого на работу брали выходцев из крестьян или городских маргиналов, которым по окончании очередной стройки просто платили оговоренную сумму и отпускали на все четыре стороны. Таких людей, зарабатывающих на жизнь наймом на стройки, но не имевших доступа в цехи каменщиков, было не так уж мало. И для того, чтобы поддержать друг друга, они стали создавать своего рода средневековые профсоюзы, в рамках которых оказывали собратьям помощь и поддержку в случае их болезни, призревали вдов и сирот в случае их смерти. В Англии такие профсоюзы назывались «Одд Феллоуз», что переводится как «одинокий (или лишний) «парень» или «подмастерье».
«Касса взаимопомощи»
Вполне в духе своего времени эти профсоюзы необученных рабочих стали окружать себя все более торжественными ритуалами, создавать всевозможные отличительные знаки, по которым узнавали друг друга внутри и вне братства, называть свои собрания «ложами». Собрания эти посвящались исключительно обсуждению житейских дел. При вступлении в ложу каждый член и каждый гость должны были внести один пенни. Если брат нуждался в помощи, то надлежащая сумма присуждалась ему большинством голосов. Если он оставался без работы, то его снабжали деньгами и вручали ему увольнительное свидетельство. С этим документом он обращался к ложе в соседней местности. Если и там брату не удавалось найти себе место, то ложа заботилась о его дальнейшем путешествии. Получив же работу, брат отдавал свое увольнительное свидетельство ближайшей ложе. Ложа, у которой кончились средства, могла попросить поддержки у других лож, и те посылали к ней гостей, пополнявших кассу своими взносами. Сбором взносов в каждой ложе занимался кассир. С топором - знаком ремесла, - к рукояти которого был прикреплен символ руки, держащей сердце, кассир подходил к каждому присутствующему и взимал еженедельную плату.
В XVIII веке «Одд Феллоуз» стали превращаться в одну из разновидностей масонства. Впервые тайное общество с таким названием было упомянуто знаменитым писателем Даниелем Дефо. В 1745 году о ложе «Одд Феллоуз», в которой можно проводить «приятные и интересные вечера*, высказался журнал Gentlemans Magazine. Позже лондонскую ложу воспел в одной из своих песен поэт Джеймс Монтгомери.
Но к концу века в Великобритании появилось несколько обществ «Одд Феллоуз», которые начисто утратили воспоминания о единстве своего происхождения и о прежних связях. Вполне естественно, что между ними начались ссоры, неурядицы, раздоры.
Выход из положения нашли ложи Манчестерского округа. Они созвали конференцию должностных лиц «Одд Феллоуз». Собравшиеся объявили свою независимость от существующих Великих лож, создав собственное законодательное учреждение Manchester Unity Independent Order Odd Fellows (буквально - «Манчестерское единство независимого ордена одиноких подмастерьев». Новая Великая ложа оказалась столь сильна внутренне, что начиная с 1814 года, несмотря на происки соперничающих масонских течений, смогла с успехом осуществлять свои правомочия.
Реформатор Томас Уилди
Английские эмигранты перенесли деятельность «Одд Феллоуз» и за океан. Первая ложа этого течения масонства была основана в Нью-Йорке в 1806 году. В скором времени у нее появилось много приверженцев из среды местной буржуазии. Впрочем, в отличие от столь увлеченных благотворительностью английских братьев американцы предпочитали тратить свои средства на бесконечные пирушки. Но легкомысленное времяпрепровождение не длилось бесконечно долго, ибо на горизонте возник реформатор - Томас Уилди.
Он родился в бедной лондонской семье в 1782 году, Томас был умным и талантливым мальчиком. Пройдя начальную школу, он поступил на обучение к рессорному мастеру и пробыл у него обычных семь лет. Став настоящим умельцем, Уилди работал в Лондоне и других городах Англии. Он слыл человеком добродушным, эрудированным, обязательным, с прямым и искренним характером. Как отмечал известный знаток тайных обществ Георг Шустер, всякое неблагородное слово замолкало, когда Уилди чистосердечно. простым народным языком высказывал свои мысли, не страшась людей и смиряясь только перед Богом. Вступив в одну из лондонских лож «Одд Феллоуз», Томас Уилди быстро достиг высшей должности и с честью исполнял свои обязанности. Затем он учредил собственную ложу - № 38 «Утренняя звезда». В течение 10 лет братья трижды избирали Томаса ее мастером.
В 1817 году Уилди перебрался за океан, в Балтимор. В силу того что во время наполеоновских войн Англия и США на какое-то время оказались по разные стороны баррикад, отношение к англичанам в Америке долго оставалось настороженным. Но это ничуть не смутило Уилди, и он, собрав своих единомышленников, основал и там свою ложу «Одд Феллоуз». Когда в 1821 году в Мэриленде была организована Великая ложа этого обряда, Томаса Уилди единогласно избрали ее гроссмейстером. До конца жизни он успешно трудился на благо братьев, представляя собой удивительное сочетание природной суровости стойкой и чуткой душой. Послы гроссмейстера энергично проникали повсюду. Штат за штатом примыкал к учению Уилди, и белое орденское знамя взвилось в Делавэре, Огайо, Кентукки, Луизиане и Виргинии. Когда смелый пионер любви к ближнему в октябре 1861 года отошел в вечность, свыше 400 тысяч братьев шли за его гробом.
Чудаки
Именно с территории США «Одд Феллоуз» начал распространять свое влияние и на континентальную Европу. В Германии первая ложа этого обряда была основана в Вюртемберге, как раз в то время, когда Европу потрясала Франко-прусская война, а к началу XX века там насчитывалось 98 лож с 5400 братьями. Ложи обряда «Одд Феллоуз» появились также в скандинавских странах, Голландии и Исландии. А вот во Франции и Италии «подмастерья» успеха не имели,
Впрочем, достижения «Одд Феллоуз» в континентальной Европе в целом смотрелись весьма бледно на фоне популярности ложи в самой Великобритании, а также в США, Канаде, Австралии и прочих английских колониях и доминионах, где численность масонов обряда «Одд Феллоуз» в начале XX столетия оценивалась в три миллиона человек. И вряд ли к настоящему времени их стало меньше. «Одд Феллоуз» считает своих учеников, независимо от их отношения к семье, церкви и государству и от личных воззрений на философию, теологию и политику, членами великой человеческой семьи, «которая признает Бога творцом всех вещей, дарующим все блага, постоянным хранителем людей». «Одд Феллоуз» избегает вовлеченности в политику и по-прежнему сторонится темных оккультных веяний, рекомендуя братьям и сестрам даже в эпоху тотального засилья рыночных отношений посещать больных, помогать нуждающимся, хоронить мертвых, воспитывать сирот. Недаром приверженцы этого религиозного течения любят называть себя «чудаками».