Когда мне было пять, я задал маме вопрос: зачем мыть руки перед едой, если можно похлопать в ладоши, и микробы сами сдохнут? Мама сказала, что я задал глупый вопрос - она всегда говорила так, когда не знала, как ответить или как объяснить такому маленькому. Признаться, что не знает или не умеет объяснять - уронить свой авторитет. Лучше унизить ребёнка, чем упасть в его глазах. А я ревел.
Теперь мой сын в том же возрасте задал мне тот же вопрос. Я показал ему в сети табличку: «Убежище заполнено, не стучать! Укрывайтесь в складках местности». Объяснил, что в этих складках относительно безопасно, потому что они намного выше человека. Попросил его рассмотреть свои ладони - на них складки повсюду, и объяснил, что для микробов, в них находящихся, они по размерам, как для нас горы. Хоть обхлопайся - не достучишься. Обошлось без рёва - он всё понял.
В три я научил сына читать. Когда ему было четыре, я рассказал, как работает двигатель внутреннего сгорания. Понял.
Они понятливее, чем мы думаем, надо только объяснять уметь правильно - пока без формул и точных цифр, потом само до них дойдёт.
Программировать захочет? Да без проблем!