Это было десять лет назад, но день этот сложно забыть. В моей памяти - он останется навсегда. Новость оглушила тогда город и 22 августа 2006 года навсегда стала черной датой для многих петербуржцев. Рейс 612 «Анапа - Санкт Петербург» унес жизни 170 человек, в том числе 45 детей.
Но город ничего не забыл, в Медиацентре правительства Санкт-Петербурга состоится пресс-конференция, на которой общественности будет представлена вторая Книга памяти - «Ушедший в вечность рейс 612. Прошло десять лет». Она издана Санкт-Петербургской региональной благотворительной общественной организацией помощи пострадавшим в авиакатастрофах. «Прерванный полет» (РОО «Прерванный полет»).
… Незадолго до полудня жители украинской деревеньки Сухая Балка услышали доносящийся гул. Затем из-за туч показался белоснежный лайнер. Очевидцы рассказывали, что он на доли секунд завис над землей, а затем рухнул в овраг и загорелся.
Бортовые самописцы прекратили свою работу в 15:38:29 мск.
Борт №612 должен был приземлиться в Пулково в 17:45. К этому времени в аэропорту находились встречающие, родственники и друзья. На табло строчка с рейсом из Анапы не высвечивалась. Когда всех встречающих пригласили в кинозал, люди поняли - случилась беда.
Многие еще не понимали до конца, что произошло. Многие рассказывали о том, что узнали об упавшем под Донецком самолете по пути в аэропорт. На следующее утро объявили о том, что на место трагедии летит самолет. Полетели почти все, особо не раздумывая. Мысли были заняты другим. А через год несколько человек отказались и поехали поездом. А в этот вечер я, возвращаясь с работы, видела, как две женщины упали в переходе метро, как подкошенные и забились в истерике - они ехали из аэропорта, так и не встретив своих родных. Так я узнала об этой страшной трагедии.
23 августа 2006 года. Украина
На место, где упал самолет, родственники полетели спецрейсом из Петербурга в Донецк. На Украину они попали только поздно вечером. Сначала предстояла встреча с сотрудниками комиссии по расследованию катастрофы. Оказалось, что многие тела можно опознать только по ДНК, для чего родственников попросили сдать образцы своей крови. После этого они переночевали в гостиницах, а на следующее утро выехали туда, где «Туполев» последний раз коснулся земли.
Там их глазам предстало страшное зрелище. Самолет развалился на части на небольшом склоне, который к тому времени представлял собой оцепленное черное пепелище. Вдали стояли палатки спасателей, а за ними - штабеля носилок. Накануне на них укладывали черные полиэтиленовые мешки с телами, некоторые из них были совсем легкими. На каждом - белая бирка с отметкой судмедэксперта. Останки грузили на бортовые «Камазы», около десятка машин увезли тела в морг Донецка.
В 19.00 родственникам предстояло опознание. Оно проходило в небольшой комнате, фотографии демонстрировали на экране. По словам Ларисы Акановой, чьи близкие погибли под Донецком, опознание оказалось самым тяжелым испытанием . «Это было просто ужасно. Удар был сильный, а потом еще и взрыв. Опознать сразу удалось лишь 25 тел. Страшная картина. Руки родителей были переплетены с детскими. Взрослые до последнего пытались спасти малышей», - рассказала Аканова.
Через год на месте трагедии построили мемориальный комплекс в виде крыла самолета и таблички с номером RA-85185. Вокруг высадили 170 берез и сделали дорожку. Родственники погибших людей сплотились морально, чтобы помочь пережить друг другу горечь этой утраты.
Послесловие
…У пилотов есть поверье, что все, кто разбиваются в авиакатастрофе, не погибают. Они просто отправляются в бесконечный полет. Незаконченным остался и этот рейс из Анапы. Он продолжается вот уже 10 лет и будет длиться вечность.