Вряд ли что-то способно поколебать мою убежденность в том, что наибольшую ненависть в современном обществе вызывает независимость. Причем материальная независимость притягивает к себе не меньшую волну негатива, нежели независимость интеллектуальная либо онтологическая, хотя, казалось бы, в деградировавшем социуме, стремления которого укоренились исключительно в экономической сфере, должно наличествовать абсолютное равнодушие к высоким состояниям бытия, к метафизическому бунту, к Magum Opus, и на переднем плане по логике должна находиться т.н. «классовая неприязнь», тем не менее какой-то инстинкт заставляет людей моментально опознавать «другой вид», чуждый им онтологически.
Есть отличия, которые не прощают. Не прощают даже после смерти (Ницше, последнего ученика бога Диониса, до сих пор пытаются нарядить в смирительную рубашку, спрятав в ее складках ту сокрушительную мощь, что пришла в мир вместе с великим ниспровергателем старых скрижалей). О, нет, говорить о том, что жизнь современного человека пронизывает агональный (состязательный) принцип, столь важный для греческой культуры, все равно что короновать мышей, устроивших потасовку возле норы из-за гнилого куска сыра. Здоровое соперничество неизвестно современному человеку, он давно подменил его болезненной завистью.
Его способно уязвить все: от дорогого пальто из кашемира до независимости суждений, от чьей-то возможности ежедневно обедать в ресторане до интеллектуальной или творческой активности, созидающей миры. «Агональный человек» остался в далеком прошлом и на его место пришел рессентиментный хищник, представитель цивилизации бессильных неудачников, банкротов мысли. «Как этот мерзавец посмел разбогатеть?!», «Как этот негодяй посмел быть умнее меня?!», «Почему этот выскочка так удачлив?!» Отсюда все призывы вешать богатых, изгонять умных и т.д. Если же, не приведи бог, кто-то окажется при деньгах и не обделенным умом, с ним расправятся по-особому. Огромное количество преступлений (а криминалистической психологией я интересуюсь давно) совершаются именно из-за зависти. Независимость любого рода вызывает на себя атаку со стороны вечно недовольного и чем-то обделенного большинства.
Люди, которые заводят сегодня инстаграм для того, что ежедневно сообщать своим подписчикам, что и где они съели, куда они слетали и съездили, с кем они завязали деловые и личные контакты, как они проводят свой досуг, вероятно, не понимают, к чему это может привести. Недавно я своими глазами видела, как в сети под фотографиями молодой особы, решившей запечатлеть свой очередной ужин, появилась недовольная запись «Почему я жру в «Му-му», а эта сучка чуть ли не каждый день зажигает в ресторанах?» Подобные ситуации, к сожалению, не редкость: «Почему я езжу на метро, а этот козел сидит в Porsche?», «Почему стоимость дезондоранта этого ублюдка приравнивается к моей недельной зарплате?», «Почему я сутками засираю сеть, пытаясь оправдать свое убожество, а эти зазнайки пишут книги и ведут независимый образ жизни?», «Почему я работаю ботом и изъясняюсь по методичке, а эти гады демонстрируют подлинный нонконформизм?» и т.д. Задумайтесь, почему многие миллиардеры не только не желают попасть в ежегодный список Forbes, но и платят за то, чтобы их туда никогда не включили. Задумайтесь, почему по-настоящему влиятельные люди избегают «засвечивать» свои контакты и тем более часто посещаемые ими места. Задумайтесь, почему в принципе не следует вести «дневниковые записи» (в виде фотоотчетов или же заметок, содержащих информацию о происходящих в вашей жизни событиях).