15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай.
Трамвай был единственным видом общественного транспорта в осаждённом городе. Возрождённый после суровой зимы 1941-1942 гг. грузовой трамвай использовался для очистки города от мусора и нечистот, для перевозки продовольствия, песка и боеприпасов, для доставки грузов на предприятия. Пассажирский трамвай доставлял ленинградцев на работу и домой. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь!
Вот слова водителя трамвая трампарка им. Леонова М. Ивановой:
«Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны. Я помню, села на „семерку“, через весь город под обстрелами повела поезд. И с этого дня, несмотря ни на что, возила вместе с людьми какое-то общее особенное торжество жизни, радость обновления“.
Вагоновожатая трамвайного парка им. Блохина Е.Ф. Агапова:
«Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами.
Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров»
Напряжение в сеть в Центральном районе дала тяговая подстанция №11 на Фонтанке: трамвай пошёл по главной магистрали города. Вот как пишет об этом историческом дне сам «командир блокадного трамвая» Михаил Сорока:«Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?
Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили!
Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».
Реконструкторы Санкт-Петербурга также приняли участие в акции "Блокадный трамвай". 15 апреля по инициативе общественных организаций и военно-исторических клубов состоялся выезд трамвая 1930-х годов типа МС. Поездка была приурочена к годовщине пуска пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде.
На фронт трамвай уходил...
Комкала мать платок.
Плечо мне ладонью сдавил:
- Держись на ногах, сынок!
Крест-накрест бумагой окно,
Сирены простуженный хрип...
Зимой пришло письмо:
У Средней Рогатки погиб.
Голод был, как мороз,
Потом весна, лебеда...
А я все не верил всерьез, -
Писем ждал от тебя.
В школе на карте флажки,
Самый большой - в Берлин.
Годы войны прошли,
Нет ни тревог, ни руин.
У матери муж другой -
Сказала, мол, жизнь есть жизнь,
И в церковь "за упокой"
Подала - ты ей не снись!
Мне уже тридцать пять,
Я старше тебя, отец!
Я внучку твою гулять
Вожу, где свистел свинец.
Сейчас там дома, дома...
Сейчас там сады, сады...
И внучка уже сама
Тебе собирает цветы.
На фронт трамвай уходил
Двадцать пять лет назад,
А я ничего не забыл...
Цветы на могиле лежат.
Валентин Вихорев (С)
Спасибо реконструкторам СПБ за предоставленную возможность!