Информационная война не является новым изобретением человечества. Всегда, когда затихали пушки и орудия, словесные баталии продолжались. Античные авторы рассказывали об изощренных агитационных компаниях, при помощи которых политики древности пытались ослабить противников и деморализовать их. Фемистокл во время войны с персами приказал вырезать на камнях призывы к ионянам переходить на сторону к афинянам. Во время Великой Отечественной войны такие призывы печатались на листовках и разбрасывались над вражескими позициями.
Мировые СМИ в последнее время демонстрируют уникальную способность иллюстрировать свою картину мира, отличную от реальной. С чем это связано и как это происходит доходчиво и понятно объясняет немецкий журналист Удо Ульфкотте в своей новой книге «Продажные журналисты». Он рассказывает как западные спецслужбы используют европейские издания и телеканалы в своих целях.
Более детальному объяснению процесса способствовала утечка информации из документа «Стратегия российско-украинских взаимоотношений на 2014-2017 гг.».
Исходя из этой информации становится понятным, почему, например, освещение военного коллапса на Украине было весьма однобоким и несвоевременным. Этот документ был принят на уровне СНБ, который в 2010 году был создан премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном в составе Кабинета Министров.
В нем присутствуют определенные рекомендации, стратегия, и задачи. Характерно, что по времени программа рассчитана на годы и требует немалых ресурсов для ее выполнения. Основное требование - это присутствие в русскоговорящих соцсетях. В документе расписаны фазы и задачи. Первая это создание аккаунтов и их активация в Vkontakte, LiveJournal.ru и Odnoklassniki. Вторая фаза предполагает обучение сотрудников. Третья фаза предполагает «взаимодействие» с пользователями соцсетей и осуществление планов.
Партнерами этой кампании стали также ЕС, НАТО, Британский Совет, и различные грантовые программы от Правительства Великобритании. Первоочередные кампании объединены такими темами как: «помни Крым», «скрытое военное присутствие России на Украине», «санкци против России», «свобода СМИ», «антикоррупционная» и т. д.
Летом 2015 года в медиасфере разразился скандал, в связи с которым стало понятно, что внутри России такие известные станции, как РБК, «Дождь», реализуют в России вышеозначенные интересы МИД Великобритании. Хотя представители «Дождя» и РБК и говорят о том, что работают с ВВС на безвозмездной основе, судя по одинаковой сетке телеканалов и тематике материалов на сайте, можно сделать выводы о прямом финансировании их из этих правительственных источников.
Хотя по большому счету работа по информационному воздействию на Россию ведется вяло и весьма не квалифицированно. Британцы они только начинают деятельность в этом направлении, а мы уже понимаем, откуда этот ветер дует. Эта программа направлена больше на самих британцев.
К слову сказать, информационная война США против России ведется более жестко и целенаправленно. Вашингтон ставит своей целью организацию «оранжевой революции» в России с последующим захватом Кремля проамериканскими силами. Основной целью Вашингтона является расчленение России на кусочки по образу и подобию трагедии 1991 года. Побочной целью США является также порча репутации России за рубежом. Запад навязчиво пытается выставить Россию «отсталой», «агрессивной» и «тиранической». При этом такая агитация направлена вне страны и внутри ее. Помимо собственных СМИ и специальных организаций в информационной борьбе используются и определенные силы внутри России, называемые «пятой колонной». Они включают в себя несистемную оппозицию, русофобские СМИ и другие организации спонсируемые из-за рубежа.