Сегодня, на фоне всех событий остро встает вопрос о мерах безопасности в зарубежных аэропортах. Эвакуация пассажиров из Египта в самом разгаре, ежедневно оттуда вывозится 10 тысяч россиян.
Несколько дней назад у директора ФСБ Александра Бортникова прошло рабочее совещание по вопросам авиабезопасности. На нем обсуждались варианты ее усиления для российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах. Поскольку после крушения самолета в Египте возникли серьезные вопросы к реальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности, которые прописаны в регламенте LATA Международной ассоциации воздушного транспорта.
Важно что вопросами безопасности должны заниматься не коммерческие структуры и не охранные предприятия , тем более когда идет речь о зарубежных рейсах. Этим явно должны заниматься спецслужбы с набором российских и международных методов. Должны быть существенно повышены требования к проверке самолета, багажа, пассажиров.
В аэропортах Египта проблемы с безопасностью по-прежнему не решены до конца. Причиной этому менталитет и отсутствие жесткой дисциплины. Некоторые страны, столкнувшись с серьезными террористическими угрозами, давно не полагаются на сотрудников местных аэропортов. Из зарубежных компаний, летающих в российские города самые строгие меры безопасности у американцев. Это такие известные компании, как American Airlines, Delta и израильской El Al. Смысл в том, что перед регистрацией есть еще одна зона, которую они огораживают. Там проходит краткое собеседование на две-три минуты, где сидят психологи и спрашивают, куда вы летите, где вы будете и когда возвращаетесь.
Иногда могут попросить открыть чемодан. Израильтяне проводят такой «досмотр» не только у нас, но и в Европе, и в «горячих регионах».
Европейцы также отдельно следят за безопасностью. Правда эти люди незаметны, они стоят в стороне и осматривают проходящих на посадку людей. Если кто-то вызывает сомнение, они подходят к охране и просят проверить человека более тщательно. Также иностранцы не имеют доступа в помещения, где находится багаж.
Схема проста, имеет три составляющих: тщательная фильтрация пассажиров, идентификация, опрос. Плюс к этому контроль со стороны государства: багаж невозможно использовать для того, чтобы что-то туда подложить. Все это дает свои положительные результаты.
Так, есть предложения о том, чтобы российские сотрудники спецслужб могли бы получить доступ и к чистой зоне, и к багажу, и к людям, привозящим на борт еду и напитки. Так, например, поступают израильтяне, если им где-то не разрешают принимать меры безопасности, то их самолеты туда просто не летают.
Что касается финансов, то это не такие уж большие расходы. В Израиле систему безопасности своих пассажиров обеспечивают государственные службы, их представители просто числятся служащими авиакомпаний. Понятно и то, что чем более безопасна компания, тем больше у нее пассажиров. Расходы на безопасность, в итоге, могут всего на несколько процентов повысить стоимость билетов, Но это, согласитесь не так важно, по сравнению с возрастающей опасностью террористических актов.