Война на Ближнем Востоке напоминает большую игру. Два года назад эта игра могла превратить Ближний Восток в руины. Штаты готовы были нанести удар по Сирии. Чем это обычно заканчивается всем давно ясно. Президент России Владимир Путин в тот момент остановил эту неумолимую беду - неминуемая региональная война «против всех» была остановлена. Правда, Москва и Вашингтон не отказались тогда от поддержки противоборствующих сторон.
С тех пор прошло два года. За это время в «игру» вступил третий игрок.
Исламский халифат, стремительно разрастаясь на территориях соседних государств, сегодня уже контролирует часть Сирии и Ирака. Даже США признали ИГ угрозой всему человечеству. Являясь врагом всех режимов и стран, он хочет заменить собою все монархии и республики Ближнего Востока. Ему трудно противостоять, поскольку территория, на которой это происходит, уже обескровлена предыдущими войнами и конфликтами. Власти Ирака и Сирии ослаблены и увязли в своих внутренних разборках. Сирийская власть, воюющая с повстанцами не способна дать самостоятельный отпор халифату. Багдад практически не контролирует север страны и курдов. Разобраться с халифатом не в состоянии даже Турция и Саудовская Аравия. Иран также не готов к войне на территории Ирака и Сирии.
Проблема еще и в том, что халифат поддерживает местное население. И их можно понять - люди устали от бесконечных войн и нестабильности. Вмешательство соседей, американцев во внутренние дела страны сыграли на руку «организаторам» нового государства.
В Ираке война идет с 2003 года, до этого страна 13 лет жила в блокаде, а в Сирии война идет с 2011 года. Люди, населяющие территории, где уже установлена власть халифата, хотят спокойной жизни. Поэтому они ждут от халифата наведения порядка. Жестокие меры против религиозных и национальных меньшинств воспринимаются ими как неизбежное зло при наведении этого самого «порядка». В Сирии также, устав от войны между двумя силами оппозицией и правительством, люди ищут убежища в третьей силе.
В итоге прогнозы неутешительны. США и России, как и всему миру не нужен халифат, хотя его появление и было спровоцировано именно американскими «играми» на Ближнем Востоке, обеспечившими ИГ поддержку на ранней стадии. Сейчас ИГ, ставшее на ноги совпадает со Штатами в одном, им нужно свергнуть правительство Асада в Сирии. А затем халифат готов уничтожить все государства Ближнего Востока, что явно не входит в планы США. Сломать планы ИГ не позволяет нынешняя ситуация. Штаты не могут ввести войска в регион и проводить там наземные операции. Это сопряжено со многими сложностями. Американцы после войны в Афганистане вынесли оттуда определенный опыт, который показал, что невозможно бороться с повстанцами, имеющими поддержку местного населения. Они уходят в труднодоступные местности, в подполье, чтобы затем вернуться в основные города и поселения, после вывода американских войск.
Да и само новое вторжение Штатов в этот регион еще больше озлобит арабов и мусульман против США, тем самым надолго настроит исламский мир против американцев. Поэтому Штаты предпочитают, чтобы с халифатом расправились без них. Пусть это будут русские, персы, турки, это не имеет значения. Хотя Россия на это уже отвечает отказом.
Непонятно только одно, почему США продолжает добиваться свержения Асада, если он против халифата. Ведь по сути, Асад сегодня противостоит халифату и его силам. Отсюда возникает подозрение, что американцы ведут на Ближнем Востоке некую двойную игру.
Реальные приоритеты Штатов в уходе пророссийского и проиранского режима в Дамаске, а потом уже халифат. То есть, первоначально все-таки Башар Асад, а затем только ИГ. Публично эта позиция никак не выражается, но косвенные действия американцев указывают именно на такую постановку вопроса. Разрешение Обамы бомбить сирийскую армию явно указывает на это. Двойная, а то и тройная игра американцев мешает развязать этот «гордиев узел» на Ближнем Востоке. Америке выгодно представить дело так, что Россия уже готова отказаться от Асада и помощи ему. Такие вбросы уже заполонили мировые СМИ в последнее время. Цель их более чем ясна - прощупать позицию Москвы в этом, щепетильном вопросе.
Но Москва никогда не была зациклена на Асаде, Россия за то, чтобы дать возможность сирийцам сесть за стол переговоров и договориться о своем будущем, прекратив тем самым иностранное вмешательство в дела Сирии и остановить войну, а Асад в этом процессе занимает ключевую позицию. И еще один момент, сирийское правительство на протяжении 45 лет было союзником России, а предавать своих друзей мы просто не имеем права.
На сегодняшний день главная задача - это избавиться от самопровозглашенного халифата, путем объединения заинтересованных в этом сил: Дамаска, Багдада, США, а потом обеспечить в Сирии национальное примирение и помочь восстановиться стране.
Если наши приоритеты совпадут с американскими позициями в этом важном вопросе, возможно, мы и получим ожидаемый, положительный результат. Но здесь есть одно условие, Штаты должны оставить Асада в покое.
Поэтому в центре переговоров Лаврова и Керри на саммите в АСЕАН - проблемы Сирии и халифата. Штаты, возлагающие на Россию ответственность за сирийские проблемы всем известны. Позиция России в этом вопросе остается неизменной, главной причиной всех проблем на Ближнем Востоке это вмешательство США в дела региона.
Ведутся переговоры и с сирийской оппозицией, они согласились приехать на переговоры в Москву на следующей неделе. Ранее представители НКОРС игнорировали приглашения России на консультации по урегулированию этого вопроса. Изменению позиции способствовали переговоры Лаврова в катарской столице Дохе с бывшим главой НКОРС Ахмедом аль-Хатыбом. Повлияли на это и встречи Лаврова в Катаре с госсекретарем США.