Решил составить свой список лучших фантастических произведений.
Долго пытался себе объяснить, почему отобрал именно эти вещи, но похоже,
выбор слишком иррациональный - вместо этого я просто снабдил каждую позицию
короткой аннотацией.
1. Френк Херберт, "Дюна" (1965)
Задача-максимум фантаста - создать мир. Эта книга - одно из лучших решений.
Помимо этого каждый здесь может найти что-то для себя: нескучный сюжет, неглупые идеи, колоритные персонажи,
афоризмы, и, the last but not the least - философские размышления.
Лучше всего (да и наиболее цельно) книга воспринимается с последующими - но это все же гораздо более камерное чтение.
2. Роджер Желязны, "Создания света, создания тьмы" (1969)
Настоящая поэзия в жанре фантастики. Здесь не так важно, что сказано, главное - как сказано.
Роман - это сплав образов (каждый из которых - маленькое произведение искусства) и сюжета,
не дающего этим образам расползтись по отдельным рассказам.
3. Филип Дик, "Убик" (1969)
Мир, где реальность зыбка и неотличима от иллюзии. Здесь, между двумя зеркалами, обращенными
друг к другу, все переворачивается и меняет суть, за одним слоем идет следующий, за тем - еще один...
Какая там "матрица", боже мой! Еще в конце шестидесятых Дик довел идею виртуальной реальности до
своего полного логического завершения.
4. Айзек Азимов, "Конец вечности" (1955)
Классическое и уже немножко старомодное произведение, порыв которого, впрочем, свеж и сейчас.
Парадоксы путешествий во времени, тяга человека к неизвестному и вечный вопрос "а что, если?".
5. Альфред Бестер, "Человек без лица" (1953)
Психоанализ в фантастике. Будущее, телепатия, преступление и идейное наследие дедушки Фрейда.
6. Артур Кларк, "Город и звезды" (1956)
Романтика и аромат вечности. Само по себе произведение несложное, но атмосфера дряхлой Земли,
застывшего общества и юноши, который хочет это изменить, непередаваемая.
7. Владимир Савченко, "Должность во Вселенной" (1992)
Такая масштабность встречается редко. Тем более странно, что практически философские проблемы
человеческого существования вырастают из, казалось бы, ничем не примечательной фантастики
"ближнего прицела", почти "производственного романа". Но оно того стоит. При подходящем
состоянии в кульминационный момент получается впечатляющий психологический эффект.
8. Орсон Скотт Кард, "Голос тех, кого нет" (1987)
Потрясающая книга о взаимопонимании. Очень остроумные идеи и некоторое "внушение читателю".
Впрочем, как любая хорошая книга, этим все не исчерпывается.
Кстати говоря, этот роман - продолжение "Игры Эндера", тоже очень хорошего произведения.
9. Уолтер Миллер, "Гимн Лейбовичу" (1960)
Постапокалипсис и восстановление цивилизации. Старая тема, старый подход.
Но написано очень хорошо, с обилием мелких деталей, "вживляющих" читателя
в книгу, с драматизмом в лучшем смысле слова.
Очень хотел войти в список:
Дэн Симмонс, "Гиперион" (1990)
Еще одна масштабная вещь, объединившая множество идей фантастики - есть тут и путешествия
во времени, и киберпанк; есть люди, роботы и биомонстры. Еще и структура в духе постмодерна позаимствована
из "Кентерберийских рассказов" Чосера. Не оказался в списке роман потому, что слишком перегружен эклектикой
и прочими эффектами: есть гениальные части, а есть среднестатистическая писанина.
ЗЫ: Принимаю комментарии в духе "Книга Х - рулез на все времена, она обязана быть в таком списке!",
"А у меня список вот такой", "Почему из русских фантастов тут есть Савченко, но нет Стругацких?",
"Фантастика - фигня, лучше почитать вот что:" :)
ЗЗЫ: Пафосный пост получился, но что делать - с одной стороны, тема обязывает, с другой - хорошо писать надо еще уметь, не у всех получается :(