В советские времена в г. Новосибирске существовало развитое пассажирское речное сообщение. Множество маршрутов выполнялись на скоростных и водоизмещающих судах. Все это в прошлом. Последние лет десять в Новосибирске каким-то чудом держится единственная дотируемая из бюджета пригородная линия "Речной вокзал - Седова заимка", выполняемая на т/х "Москва-133". Рейсы выполняются со среды по воскресенье один раз в день, понедельник-вторник выходной. В этом году впервые за 10 лет благодаря очень высокому для начала августа уровню воды в реке в пятницу и воскресенье линию в экспериментальном режиме продлили до д. Калугино. Упускать такой шанс не хотелось, и было принято решение прокатиться до конечной остановки и обратно.
Стандартное расписание маршрута следующее: в 8:00 теплоход отправляется от речного вокзала, в 11:05 доходит до конечной остановки "Седова заимка", стоит там до 16:00 и выходит обратно, в 20:15 прибывает на речной вокзал.
В продленном вариант теплоход после Седовой Заимки продолжает путь вниз по реке и в 11:40 приходит в конечный пункт д. Калугино. В 15:00 отправляется в обратный путь вверх по реке. Стоимость проезда Речной вокзал - Калугино составляет 100 рублей в одну сторону.
На речной вокзал мы приехали примерно в 7:50. На берегу стояло человек 50 и ожидало теплохода, которого самого еще не было, он подошел только в 8:00. Кассы на берегу уже года три как закрыты, покупка билетов происходит на борту теплохода. Быстро погрузились и теплоход отошел. Для посадки пассажиров однотипный Москва-193 отошел и пустил наш теплоход вторым бортом.
Погода была пасмурная, но очень теплая, мы сели на открытой второй палубе. Помимо нас на второй палубе было двое парней-велосипедистов и человек 15 таких же отдыхающих как и мы, все дачники сидели внизу.
Наш теплоход отошел от речного вокзала, сделал оборот и пошел вниз по реке. В районе города много грузового флота работает на реке.
Мы прошли поочередно метромост, коммунальный мост, железнодорожный мост ...
... прошли димитровский мост...
...и двинулись дальше вниз по реке.
Новые дома в районе Заельцовского парка
Заельцовский парк. Пляж базы "Локомотив".
Первая остановка на нашем пути - остров Кудряш.
Вышло совсем немного народу и мы двинулись дальше. Прошли поселок Кудряш, который привлекает внимание куполом своей церкви
Следующая пристань - Ягодная. На ней вышло совсем мало народу, кажется один или два человека.
После Ягодной идет достаточно длинный перегон. По пути есть много дачных обществ в Рыбачьем, но там давно остановки нет. Прошли мост северного объезда.
Построена только одна нитка моста, но быки под вторую были сделаны сразу при строительстве.
В районе Красного яра организована пескобаза, идет разгрузка песка с речных барж. Следующая остановка - Черемушки.
Пассажиров также вышло буквально пару человек. На новой заре пристани нет, теплоход должен подходить носом к берегу, но в этот раз теплоход туда вообще не зашел. Перед Бибхой на поверхность выходят отроги скал.
Следующая остановка Бибиха. Довольно длительный подход к пристани в связи с песчаной косой и узким подходным каналом.
Уровень воды в реке высокий, берега везде подтоплены.
Дачное общество Седова заимка
Пристань в Седовой заимке перенесли дальше вниз по течению из-за образовавшейся песчаной косы, теперь она находится в конце за территорией дачного общества. Плюс на ней же теперь находится база путейцев (раньше это были два отдельных дебаркадера). Поэтому пристань поставили большую.
Выходит человек 15 и на теплоходе остается совсем немного народу. Мы отходим от Седовой заимки и идем дальше, туда, куда уже десять лет не ходили пассажирские рейсовые теплоходы - в Калугино.
Еще тридцать минут хода вниз по реке, и мы подходим к конечной остановке нашего пути - Калугино.
Пристани там конечно нет и место причаливания выглядит следующим образом.
Красная тряпка указывает на дерево, к которому нужно швартоваться. Скамеечка для отдыха пассажиров в ожидании посадки. Теплоход подходит, швартуется и через носовой трап высаживает пассажиров. Нас приехало всего семь человек - шестеро отдыхающих и только один (!) настоящий дачник. Теплоход остается ждать нас, а мы идем гулять и исследовать: куда же мы приехали?
Проложить нормальную дорожку от места причаливания теплохода в само дачное общество никто не догадался и выход на свет белый представляет из себя едва заметную тропинку в зарослях двухметрового бурьяна. Найти ее сверху из деревни не зная где она находится абсолютно невозможно!
Калугино включает в себя два в одном: деревню Калугино и садоводческое общество Обь.
Калугино вытянута вдоль реки, дома стоят в один-два ряда, единственная улица идет со стороны леса.
Заметно, что достаток людей, живущих здесь, очень разный. Начиная от огромного особняка с террасами, зонами отдыха и т.д. в начале деревни и заканчивая очень маленькими и скромными дачными домиками. Основная масса народу конечно ездит на машинах, т.к. постоянных маршрутов до Калугино нету. Основная часть деревни тянется километра на полтора вдоль берега и заканчивается у ЛЭП 500 кВт.
Дальше за ЛЭП дорога становится менее накатанной, и через 200 метров расположен околоток, на котором находятся порядка 5-6 участков. На этих участках электричества нет, дальше ЛЭП местная линия 220 В не идет. Некоторые дома завалились совсем.
На одном из домов находим объявление, из которого понимаем, что продление т/х линии до Калугино далось непросто.
Время пролетело незаметно, пора и в обратный путь, поэтому разворачиваемся обратно в сторону теплохода. На противоположной стороне от деревни расположено небольшое деревенское кладбище, которое, что очень порадовало, чистое и аккуратное, большинство могил убрано.
Возвращаемся в район стоянки теплохода, не без труда находим нужную тропинку вниз и спускаемся на берег. Теплоход стоит на том же месте, где мы его и оставили.
Грузимся на теплоход тем же составом пассажиров: шестеро человек, приехавших погулять, возвращаются обратно, и один настоящий дачник. Пора домой - до речного вокзала больше пяти часов ходу.
Берег в районе Калугино.
Буй №132 - самый дальний, до которого мы дошли.
На следующем фото видно настоящее значение фразы "Дача расположена на берегу реки".
В центре фото впадение реки Чаус в Обь в районе пос. Колывань.
Подходим к Седовой заимке. Число пассажиров невелико, но они есть.
Дачи в Седовой заимке. Обычно в этом месте большой песчаный пляж, но сейчас высокая вода.
Пристань Бибиха и замечательная песчаная коса.
Скалистый берег реки в районе Бибихи.
Ласточкины гнезда в мягком берегу реки.
Облако, похожее на пуделя.
На Новую зарю опять не заходим, следующая остановка - Черемушки. Здесь только три пассажира, а выпивающая компания в центре пристани развлекается тем, что прыгает с пристани почти под самый теплоход, из-за чего капитану приходится отходить, ждать, пока они соизволят выплыть на берег и подходить вновь.
Длинный перегон до Ягодной, вновь проходим мост северного объезда. Правый берег в районе северного объезда высокий и крутой.
Ближе к городу попадается и ТАКОЙ домик с ТАКИМ плавсредством.
Мост северного объезда. Построен с продольным уклоном.
Подходим к Ягодной. Здесь пассажиров уже прилично. Пацаны оторвали на крыше табличку "Ягодная", и она превратилась в "Бибиху".
Вечереет, приближаемся к городу, подходим к острову Кудряш. Часть народа переправляется через Обь на моторных лодках и уезжает с противоположного берега домой на автотранспорте. На фото - очередь на переправу.
Подходим к причалу, пассажиров здесь прилично.
После посадки пассажиров свободных мест на теплоходе почти не осталось. Проходя базу отдыха Локомотив видно два встречных состава детской железной дороги, один под старым локомотивом и один под новым.
Прошли димитровский и железнодорожный мост, набережная: памятник - пролет моста, памятник Александру III, строящаяся развязка на южной площади и фонтан на Оби.
20:15 подходим к причалам речного вокзала и швартуемся. Наше путешествие окончено.
В заключение хочу сказать, что мы провели замечательный день на реке, суммарно 9 часов ходового времени, многое увидели, погуляли в Калугино, и все это удовольствие за 200 рублей с человека. ИМХО намного лучше, чем часовая прогулка по реке за те же деньги. Пользуйтесь, пока есть такая возможность и линию не закрыли!