мцхета. армазцихе.

Jul 22, 2013 01:19

Оригинал взят у tchoussova в мцхета. армазцихе.
ездили на два дня в тбилиси. вернее, первый день полностью провели в древней столице иверии - мцхете. мцхета находится в 9ти километрах от тбилиси. а уже второй день - в тбилиси.

вообще, осмотр бесчисленных достопримечательностей грузии лучше производить весной или осенью. летом здесь стоит страшная жара, от которой все обычно прячутся в горах. если все же угораздило путешествовать летом, то единственно возможная одежда - мерседес с кондиционером белая рубашка или футболка с рукавом. рукав обязательно! и шляпа с полями. потому что мы уж насколько ученые, опытные, уже загоревшие, а все равно сгорели напрочь, пока шатались по мцхете.

до этого года для меня единственно возможным отпуском был пляж у моря. осмотр достопримечательностей как-то не входил в мои интересы. но тут. от нечего делать... во мне проснулась лара крофт. выяснилось, что меня больше всего прикалывает полазить по камням. особенно по древним камням. вот просто хлебом не корми. чем мы тут и занимаемся. а еще мы маньяки пешего городского туризма ))) то есть любим шляться по городу. кутаиси мы уже исходили вдоль и поперек, теперь расширяем площадь.

в мцхете мы успели посмотреть четыре объекта - раскопки древнего городища армазцихе, храм светицховели, развалины крепости бебрисцихе и храм на горе - джвари.

из тбилиси поехали на поезде. мне было очень интересно посмотреть на поезд изнутри. поезд стартует из кутаиси в 0:20. приходит в тбилиси в 6:35. очень удобно. билет в купе стоит 10 лар (200 рублей), включая стоимость белья. говорят, есть еще купе повышенной комфортности за 20 лар. в данном поезде их не было. когда купили билеты, удивились - в них значился вагон № 21. поезда по грузии рассекают обычно небольшие. мы прям беспокоились - вот придет поезд, а мы будем бегать по перрону и искать 21-й вагон.

поезд пришел. он состоял из локомотива и ровно одного вагона. зато за номером 21. очко. мы поржали и поехали. обычный, советский поезд, чистенький. туалет, правда, жутковатый. белье дали сразу. места у нас были 6е и 8е. я порадовалась - нижние полки. в вагоне оказалось, что полки у нас верхние, тут нумерация отличается от российской. пытались понять, почему единственный вагон все же имеет 21й номер. я предположила, что в грузии принята сквозная нумерация вагонов по всей стране. примерно так и оказалось. по приезде вагонов было уже десять. причем наш вагон был последним. то есть всю ночь вагоны прицепляли и перецепляли. каждый раз очень трясло и громыхало. я сплю в любых условиях и я спала. правда каждый раз подлетала на полке от грохота. а вот муж совсем не выспался.

нашими попутчиками оказались двое парней из польши - приехали осмотреть достопримечательности.

поезд останавливается в мцхете. примерно в 5:50. точно я не помнила, поэтому мы попросили проводников нас разбудить. тем не менее я подорвалась в 5:00. боялась проехать. )))) в купе было душно, хотя кондиционер вроде работал. на ходу. мы вышли в коридор, где были открыты окна. там было прохладно и уже светло. и еще там курят. да, прям в коридоре. поэтому дверь в купе не откроешь - будет пахнуть.

в мцхету мы в итоге приехали в 6:10. час стояли и смотрели в окно. в общем, устали сразу. но не пожалели. пейзаж был живописен и из поезда виден пещерный город в уплесцихе, который мы не успели посетить. оставили на следующий раз. впрочем, говорят, там летом много змей и небезопасно. )))) ну и пошли шляться.

вот схема нашего маршрута:

сначала мы решили пойти осмотреть раскопки древнего городища. недалеко от мцхеты есть город армази. цихе по-грузински - крепость (или цитадель). мы намеревались ходить пешком и пошли. сначала шли вдоль дороги, потом вправо от нее ушла колея. перед ней стоит указатель на городище. на машине доехать до армазцихе невозможно. можно только оставить машину на дороге и потом пойти пешком по этой колее. метров через шестьсот после поворота с дороги начинается мощеная дорожка, которая, собственно, и ведет к городищу:

дорожка идет в гору, с нее открывается чудесный вид на исторический центр мцхеты и храм светицховели:

центр мцхеты отреставрировали буквально в прошлом году. и на всех домах сделали одинаковую черепицу.

а вот это - хрестоматийное слияние арагви и куры (мтквари):

справа на горе - храм джвари. его видно практически из каждой точки. муж признался, что всю жизнь хотел туда попасть - потому что смотрел на него каждый раз, попадая в тбилиси.

храм совершенно удивительный. он построен в 6 веке, его пропорции несколько отличаются от более поздних церквей:

но, до него мы еще дойдем по самой жаре, а сейчас перед нами армазцихе. найденные постройки датируют IV - III веком до нашей эры. это впечатляет. первые раскопки были проведены в 1890х годах. потом они активно раскапывались в 1943-46 годах. раскопки идут и сейчас.

первое, что встречается по дороге, это обломки саркофага:

табличка гласит, что в саркофаге были найдены золотые украшения, миска и столбики у изголовья. вообще, городище как туристический объект оформлено прекрасно. есть информационные щиты на грузинском и английском. удобная мощеная дорожка. дорожка довольно крутая, поэтому периодически расставлены лавочки - чтобы можно было посидеть, отдохнуть и полюбоваться панорамой. мы там были ранним утром - и прекрасно обошлись без экскурсовода. все и так понятно.

далее располагается баня царицы. план первоначального строения:

по пунктам:
1. раздевалка, совмещенная с холодной комнатой.
2. теплая ванна.
3. горячая ванна.
4. камин.

вот камин:

горячая ванна над ним:

везде можно полазить и все потрогать руками. в паре метров от бани обломки стены и какой-то выдолбленный камень с отверстиями:

подозреваю, это был водопровод.

далее мы пошли еще выше и дошли до бани царя. у царя сооружение повнушительнее:

1. раздевалка
2. холодная комната
3. теплая ванна
4. горячая ванна
5. камин
6. спортивный зал!

вот комнатка истопников и камин:

горячая ванна:

теплая ванна:

в стенках отверстия, по которым перетекала вода. стенки ванны отделаны практически кафелем. )))

купель в холодной комнате. со ступеньками. внизу - отверстие для стока воды:

вид на спортивный зал (интересно, чем они там занимались?):

в раздевалке и женской, и мужской бани вот такие отсеки:

подозреваю, что там были туалеты. очень похоже.

рядом с баней царя на лавочки разложены черепки - раскопки продолжаются:

если баня царицы под открытым небом в чистом поле, то баня царя накрыта навесом и сделан удобный помост для осмотра. наверное, по бане тожно можно полазить, но мы не стали )))

вид на баню царя сверху:

далее располагается винный погреб (марани) с вкопанными в землю кувшинами, которые называются чури или квеври:

за марани находятся развалины какого-то двухкомнатного сооружения:

а слева от марани остатки древнего дворца с шестью круглыми выступами:

в середине дворца находится постамент. можно предположить, что там было святилище. посередине мог стоять идол. а мог и не стоять )))

в каменной кладке иногда попадаются разноцветные камушки. очень красивые! вот, рядом со средней ступенькой синенький и красненький:

двухкомнатное сооружение:

беседка, судя по всему, построена для археологов )))

не полазить по стенкам совершенно невозможно! я на стене:

за мной, конечно же, виднеется джвари. как и во всех других местах.

вид на меня на стене снизу:

там довольно страшно. и дует ветер.

за двухкомнатным домом - шестиколонный зал:

за этим залом как раз идут раскопки:

инструменты:

кости:

ну вот, собственно, и все. уходили мы оттуда где-то в 7:50. как раз начали собираться археологи, пришедшие на работу.

понравилось очень! потом мы вернулись по дороге практически до вокзала, перешли куру (мтквари) и пошли в светицховели. но об этом в другой раз. )))