Вахта на Рейне (начало)
18 ноября 1793 года Пишегрю начинает фронтальное наступление на позиции Вурмзера между Рейном и Вогёзами. Серия боев, составивших по сути мини-кампанию, получила название сражения при Агено (Хагенау). Рейнская армия разделилась на четыре дивизии: Дезе на правом фланге, "правый центр" возглавлял Клод Франсуа Игнас Мишо, "левый центр" - Ферино, а на левом фланге командовал Франсуа Антуан Луи Бурсье. Дезе и Мишо атаковали Брюмат, но были отбиты, зато Ферино и Бурсье смогли оттеснить австрийского генерал-майора барона Йохана Конрада Фридриха фон Хотце к Бовилье.
Окрестности Агено (Хагенау) - сильно тыц
26 ноября Бурсье атаковал сильный редут австрийцев у Гундерсхоффена (Гюндерсоффена), но был отбит. Комиссары Конвента пригрозили ему арестом и судом, и Бурсье повел вторую, еще не разбитую бригаду в новую атаку, в которой был тяжело ранен. Попавшую в окружение первую бригаду дивизии вывел "к своим" 28 ноября шеф де бригад (полковник) Николя Шарль Удино. А дивизию после ранения Бурсье возглавил генерал Жак Морис Отри. Он 1 декабря снова атаковал редут, но с тем же [не]успехом.
Рядом с Бурсье дивизия Ферино атаковала позиции у Момменхайма (Момменайма) и Ферэ, но встретила упорное сопротивление французских эмигрантов из корпуса принца Конде. В боях у Берштхайма (Берстайма) отличилась бригада Лорана Гувьона (будущего Сен-Сира), которому уделось к 9 декабря 1793 года оттеснить роялистов, в рядах которых был ранен Луи Антуан де Бурбон, герцог д'Ангьян (Энгиенский), внук Конде. Посему Вурмзер приказал своим войскам отойти на линию реки Модер. Пишегрю попробовал атаковать его на этой позиции, но был отбит по всем пунктам.
Генералы Хотце и Бурсье
Справа от Рейнской армии билась с "полчищами тьмы" Армия Мозеля (ака Мозельская армия). 31 октября 1793 года ее возглавил дивизионный генерал Лазар Ош (устал я уже писать [Г]ош, кто не запомнил - тот опоздал!), герой обороны Дюнкерка. Он был оперативно подчинен Пишегрю, который, начиная наступление на Агено, приказал "соседу" поддержать "ревоюционный порыв", атаковав армию герцога Брауншвайгского у Кайзерслаутерна. Прусский главнокомандующий имел 26 000 человек и 46 орудий в дивизиях генерал-лейтенантов Людвига Карла фон Калькштайна, Николауса Генриха фон Шёнфельдта, фон Калькройта и саксонской. Его оппонент получил подкрепления из Северной и Арденнской армий и располагал 29 115 пехоты, 5046 кавалерии и 52 орудиями в пяти дивизиях - авангард бригадного генерала Поля-Алексиса Дюбуа, дивизии генералов Жана-Жака Амбера, Луи-Пьера Юэ (Huet), Александра-Камиля Тапонье и Анри Катрина Бальтазара Венсана.
28 ноября 1793 года Армия Мозеля атаковала пруссаков в трех колоннах под командой Амбера, самого Оша и Тапонье. Тапонье после первоначального успеха уперся в редут на возвышенности с мрачным названием Гальгенберг (Виселичный холм). Ош не смог продраться сквозь густой лес и пошел в обход, потеряв весь день. Амберу единственному удалось пересечь Лаутер и атаковать Калькройта, но превосходящими силами неприятеля его оттеснили к Замбаху, на противоположный берег у которого к вечеру вышел Ош. Французский командующий счел, что еще не все потеряно, и решил на следующий день атаковать пруссаков всеми силами.
Сражение у Кайзерслаутерна (тыц)
29 ноября 1793 года Ош переправился через Лаутер, а затем и через ручей Оффенбах и напал на правый фланг герцога Баруншвайгского. Однако часть французских сил снова заблудилась, и добиться окончательного успеха не удалось. Тапонье весь день продолжал атаковать Виселичный холм, и всё с тем же результатом.
30 ноября наступление Оша сорвалось, когда выяснилось, что Брауншвайг накануне вечером отправил сильный отряд ему в тыл - это остановило наступление на правом фланге пруссаков и позволило им стянуть силы в центр, чтобы нанести удар на холм Остерберг. В итоге Ош решил, что исчерпал все возможности опрокинуть фронт неприятеля и приказал отступать. За три дня боев французы потеряли около 3000 человек убитыми, ранеными и пленными, две пушки и одно знамя, пруссаки - около 1300 человек.
Генерал Эдувиль
Естественно, что комиссары Конвента при армии остались недовольны и потребовали "крови" - к осени 1793 года сложилась устойчивая формула "проиграл - пошел под трибунал", из-за которой многие генералы вообще отказывались от повышений. Тем более, что сам Луи Лазар повел себя дерзко - посоветовал представителям, если их не устраивают результаты сражения, написать приказ по армии о победе, и вообще заявил: "Оставьте меня - у меня есть другие дела". Но на сей раз Ошу повезло - его "защитил" сам Робеспьер, который сказал, что "поведение его говорит, что он настоящий санкюлот", и приказал вместо трибунала послать ему еще 10 000 солдат.
Однако комиссары-таки получили свой "кусок плоти" - начальник штаба Мозельской армии бригадный генерал Габриэль-Мари-Теодор-Жозеф д'Эдувиль был арестован как "подозрительный аристократ" (бывший граф же!) и кинут в узилища (к счастью, он "дотянул" до 9 термидора и вышел из тюрьмы как "жертва прижима"). Гошу недвусмысленно намекнули - следующее сражение придется выигрывать "полюбас"...