Last stand в Лакхнау
"Двойная" оборона в Лакхнау - это "Брестская крепость" Великого мятежа. И если в иных местах британские чиновники заметно облажались, то здесь те, кто выжил, были обязаны спасением одному человеку - комиссару в княжестве Ауд сэру Генри Монтгомери Лоуренсу. Княжество было аннексированно Компанией по "выморочному закону", но прежний комиссар наломал в нем дров, и сэра Генри как опытного индийского администратора прислали буквально за 6 недель до начала восстания. Однако он успел обзавестись "информаторами", которые держали его в курсе намерений заговорщиков, и комиссар сделал необходимые распоряжения. Как то - укрепил здание резиденции Компании, собрал провиант и воду, привел в боеготовность "особые формирования" сипаев - ветеранов и ветеранов-артиллеристов ("корпуса пенсионеров"), на преданность которых мог полагаться. Кроме того, имелась еще "большая часть" 32-го британского пехотного полка и лояльный 13-й Бенгальский пехотный полк. А с началом восстания вокруг Дели в Лакхнау начали сбегаться беженцы-европейцы, из мужчин которых были созданы "ополчения" (проявившие себя в бою как отважные, но кровожадные и склонные к палачеству отряды).
4 июня началось восстание в Ауде. К нему присоединялись сипаи из бывшей армии княжества, а также недовольные слухами о "христианизации" (начавшимися сразу после перехода Ауда во владение Ост-Индской компании) пейзане. Но почти месяц они бродили вокруг да около, не решаясь нападать на Лакхнау. Тогда Лоуренс решил сам произвести вылазку 30 июня, но она окончилась неудачно - некоторые сипаи дезертировали, мятежники заняли крепкую позицию с артиллерией, и пришлось вернуться в резиденцию. Всего в ней укрылись 855 британских солдат, 712 сипаев, 153 "ополченца", а также 1280 некомбатантов, включая женщин и детей. 1 июля состоялся первый штурм. На следующий день получил смертельную рану Лоуренс, умерший 4 июля. Командование гарнизоном принял полковник 32-го британского полка Джон Инглиш.
Монтгомери Лоуренс
Тем временем "империя шла на помощь". Британцы освободили Канпур 17 июля и выслали отряд на выручку Лакхнау. Но у британцев было слишком мало сил, и они смогли послать под командой генерала Генри Хэйвлока всего 1400 европейцев, 700 сипаев и 8 пушек. Потратив несколько дней на переправу через Ганг, Хэйвлок столкнулся с мятежниками у Унао, побил их, но понес потери (в основном от дизентерии), сократившие его отряд до 850 человек, и вынужден был отступить. "И так три раза" - побивая повстанцев у Унао в трех битвах, британцы не смогли продвинуться дальше (в последний раз - из-за угрозы Канпуру).
Тем временем в гарнизоне резиденции в Лакхнау кончались запасы еды, а мятежные сипаи устроили подкопы. Силы таяли. Но тут наконец в Канпур пришел генерал Джон Утрам, привел достаточно людей, которых передал Хэйвлоку (и сам остался в его отряде волонтером) - силы для деблокады Лакхнау выросли до 2000 человек. В пути на сей раз Хэйвлок не встретил почти никакого сопротивления, но в момент подхода к городу начались муссонные дожди, и британцы потеряли возможность маневрировать. Пришлось 25 сентября атаковать в лоб с большими потерями - штурм стоил 535 человек убитыми и ранеными (в том числе командир одной из "бригад" генерал Нил). Но остававшиеся к тому времени в живых 982 защитника резиденции (не считая некомбатантов) были освобождены от осады.
Генерал Хэйвлок
Ура? После первых объятий и эмоций британские командиры раскинули мозгами - муссоны, большое количество раненых при штурме, толпища мятежников вокруг. Отступать было рискованно и трудно. И Утрам, возглавивший теперь объединенные войска (он был старше Хэйвлока по званию), решил остаться в Лакхнау, увеличив обороняемую территорию. Способствовало этому решению и то, что "чудесным образом" был найден большой склад продовольствия, о котором Лоуренс не успел рассказать до своей смерти. Осада продолжилась, британцы перестреливались с мятежниками, те и другие копали тоннели и контр-тоннели. А в Канпур за подмогой вызвался пробраться, выдавая себя за сипая (!!!) ирландец (!!!), и даже не солдат, а офицерский слуга (правда, сын солдата) Том Генри Кавана(г,х). Сия безумнейшая затея, как ни странно, удалась, и Кавана добрался до Канпура, впоследствие став первым в истории гражданским, награжденным Крестом Виктории.
Тем временем "общая ситуация" менялась. Повстанцы вокруг Канпура были полностью побеждены прибывшим из Англии ветераном еще войн с Бонапартом, а затем и Крымской сэром Колином Кэмпбеллом. С 3500 пехоты и 45 орудиями он выступил 14 ноября на деблокаду Лакхнау. Противостояли ему, по разным оценкам, от 30 до 60 тыс. мятежников, но они до сих пор не смогли справиться с Утрамом и Хэйвлоком в Лакхнау, так что отряд Кэмпбелла пришелся им не по зубам. 16 ноября начался штурм - сэр Колин учел ошибки первого боя и обошел город с востока, чтобы не пробиваться через него в лоб. Однако затруднения всё же встретились, и британцы несли серьезные потери, пока хайлендеры не нашли брешь в стене, через которую просочились внутрь форта и открыли ворота. Город пал.
19 ноября началась эвакуация резиденции - Кэмпбелл уходил обратно в Канпур, уводя всех, кто еще мог идти, и унося тех, кто уже не мог. Среди последних был Хэйвлок - он умер 24 ноября от дизентерии. "Лэст стэнд" в Лакхнау длиной в 87+21 день благополучно завершился.