Как солдатская лямка врезалась в мозг
Сторонники "социально-классового" подхода к причинам восстания вседа считали скучной пошлостью отвечать на два вопроса: почему бухнуло только среди сипаев (всякие раджества и крестьянства присоединялись к уже восставшим солдатам), и почему только в армии Бенгальского президентства (Бомбейская и Мадрасская армии к мятежу не примкнули)? А ответы очень простые - сипаи Бенгальской армии обиделись не за "угнетение Индии", не за "тяжесть колониального гнета" и даже не за "жестокую эксплуатацию и террор со стороны английского офицерства" (всех этих вещей не было) - они обиделись за себя, любимых.
Во-первых, дело в том, что еще с XVIII века в армии Ост-Индской компании стало традицией набирать сипаев из одних и тех же областей, городов и деревень. Как представители высших варн брахманов и кшатриев, воины-сипаи имели свои мелкие наделы (еще до вербовки в армию), освобождавшиеся от налогов. Но после аннексии княжества Ауд, где располагались наделы многих раджпутов, подавшихся в сипаи, "дальновидное" начальство Компании отменило "всякие туземные" налоговые привилегии, что быстро привело к продаже большинства участков сипаев за долги и из-за невозможности их содержать. Из помещиков, пусть и мелких, сипаи превращались в пролетариат.
Второй момент - при вербовке на службу представители варны брахманов получали гарантии, что не будут служить за пределами того, что они понимали под "Индией". Потому что по их религии им это было "некошерно". Долгие десятилетия, пока войны Компании велись в основном в пределах Деканского полуострова, это условие соблюдалось. Но в 1850-х годах обострилась ситуация в Бирме (в 1852 году даже случилась 2-я англо-бирманская война), и генерал-губернатор Далхузи решил, что "хватит потакать этим замшелым предрассудкам" и распорядился взять с бенгальских сипаев обязательство служить "куда пошлют". И хотя его преемник сразу же отменил сие глупое распоряжение, умы уже успели "забродить".
В-третьих, сипаям банально сократили жалованье - их стало много (до 250 тысяч - тогда как в европейских войсках Компании было всего 36 тысяч человек), а масштабные войны со всякими маратхами и хайдарабадцами давно закончились. Тут-то и родились проекты "всеобщей экономии", рожденные радетелями о государственной выгоде.
Четвертая "ложка дегтя" появилась уже по принципу домино - возбужденные сипаи начали рассказывать друг другу страшные "рассказки" о том, что всех их намерены насильно обратить в христианство. Как выше упоминалось, телодвижения в эту сторону всякие чиновники делали, так что совсем уж фантастическим бредом сие не показалось. Само по себе оно бы ничем в итоге не обернулось, поскольку в реальности никаких планов на этот счет не существовало, но в комбинации с первыми тремя фактами сдвинуло мозги бенгальцев в состояние "набекрень". Брожение добралось до самых пещерных пластов сознания - религиозных страхов и фобий, и разнообразные фанатичные "агитаторы", которых всегда в изобилии поставляли различные радикальные секты и движения что ислама, что индуизма, начали получать благодарную аудиторию в лице сипаев Бенгальской армии.
"Некошерные патроны": законы рождения и распространения бреда
В общем, нужен был только повод для того, чтобы буза началась. И согласно законам шоу-бизнеса, этот повод не обязательно должен был существовать в реальности - достаточно было искры чьего-нибудь воспаленного воображения...
Почти любой русскоязычный автор, повествующий о восстании сипаев, рассказывает душещипательную историю о том, что для сипаев приготовили новые патроны, смазанные коровьим и свиным жиром, что было жутко, смертельно некошерно для индусов высших каст (коровий - они "теряли варну" и становились париями) и для мусульман (свинья - животное нечистое). В некоторых сочинениях колониальное начальство спохватывалось и не раздавало "нечистые" патроны, но "уже было поздно - умы возбудились", а кое-то валит прямо - надкусили, потому и сбесились...
На самом деле производство новых "некошерных" патронов хоть и было начато, но вовремя прекращено - местные колониальные чиновники всё же не были полными кретинами. И единственной частью, куда могли попасть "неправильные" патроны даже "чисто теоретически", был 60-й стрелковый полк в Мируте. Но, как всегда, не просчитали человеческую злобу и мстительность. Рабочий фабрики, на которых начали делать "неправильные" патроны, был низшей касты, и обсмеять и обидеть его было просто необходимо для уважающих себя сипаев-брахманов из 37-го Бенгальского пехотного полка, которы где-то с ним "пересеклись" во внеслужебное время. В ответ злобный смерд обсмеял их, заявив, что все они теперь ниже его, ибо потеряли свою варну, понадкусав "некошерные" патроны. Врал, собака (см. выше), но знал, чем уязвить "высших" в самое печень.
Ну, не знаю, как объяснить, что почувствовали сипаи, когда такое услышали... Представьте себе ополченцев Новороссии, проснувшихся с кусками сала во рту... Или патриотов России, обмазанных соусом из "МакДоналдса". В общем, началась страшная буза. Тщетно офицеры предлагали им раздавать несмазанные патроны, чтобы они их смазывали сами пчелиным воском или бараньим жиром - сипаев это лишь убедило в том, что "ага, значит, патроны-таки неправильные!" Тогда офицеры предложили им не скусывать патрон, а рвать его руками. Но "логика бреда" уже включилась, и сипаи возражали, что "в пылу сражений" будут забываться и делать так, как давно привыкли - скусывать. В общем, каждая попытка офицерства потушить пламя напоминала теперь брызги керосина на открытый огонь.
Бедлам в 37-м Бенгальском продолжался месяц, пока 29 марта сипай Мангал Панди (Пандей) не пальнул в лошадь полкового адъютанта - так бы не очень страшно, но адъютант в тот момент был верхом на ней и явился расследовать другой выстрел - который сипай сделал в сержанта-майора (старшего сержанта) полка Джеймас Хьюсона. Комендант гарнизона генерал Хёрси приказал джамадару (туземному помощнику лейтенанта) Ишвари Прасаду арестовать Панди, но тот отказался. К бузе примкнул весь батальон - кроме сипая Шайкха Палту. Впрочем, сипаи отказались арестовывать мятежника, но и на его зажигательные призывы "валить офицерьё!" тоже не повелись. В итоге Панди (неудачно попытавшийся суицидить) и Прасада таки арестовали, судили и повесили, Палту сделали джамадаром, а полк расформировали нафиг.
(Продолжение следует)