Продолжаем серию ненаучно-псевдозанимательных заметок про "то, как оно было". После флота логичнее всего обратиться к армии
Британский батальон 1793-1815 года
1. Рядовой, ака private. Батальон состоял из 10 рот, из них 8 назывались центральными, отличаясь формой погон и бело-красным султанчиком на кивере. Две роты считались фланговыми (потому что при построении батальона в линию располагались на флангах). Из них одна рота (правофланговая) называлась гренадерской, ее солдаты носили на киверах белые султанчики, а на плечах - особые широкие эполеты-"крыльца". Другая рода (левофланговая) называлась легкой, ее солдаты также носили крыльца, но султанчики на киверах имели зеленые. В роте номинально должно было быть 100 рядовых, но так бывало очень редко и в гвардии, обычно в боевых условиях некомплект достигал 40-50%, и в роте было чуть более 50 человек. Отличившегося солдата, как и во всех армиях мира, производили в капралы (corporal - аналог ефрейтора в русской и немецких армиях). У него на правом рукаве имелась нашивка "уголком" из двух шевронов полковой тесьмы (узор и цвет в каждом полку был разным). В некоторых полках, например у хайлендеров, существовало неофициальное звание ланс-капрал (lance-corporal) - "младший капрал", который носил на правом рукаве всего один "уголок". Во фланговых ротах капралы и ланс-капралы носили "уголки" на обоих рукавах.
2. Сержант, ака sergeant. На роту их полагалось два, они были помощниками командовавших взводами (плутонгами) офицеров и звались неофициально взводные сержанты (platoon sergeant). Их униформа уже отличалась от солдатской порадикальнее - они носили на правом рукаве три "уголка" полковой тесьмы, на пояс повязывали шарф полковых цветов (красный с каким-то другим) и имели на вооружении пику (впрочем, в некоторых полках, или в некоторых ситуациях сержанты предпочитали в бою мушкет). Самое главное отличие - мундир для сержантов шился из более качественного сукна, чем для солдат, и потому зачастую он был "более красен", ибо меньше линял. В некоторых полках существовало звание ланс-сержанта (lance-sergeant), по аналогии с ланс-капралом. У них "уголки" были из простой белой тесьмы.
3. Сержант-майор, ака sergeant major. На батальон имелся один "самоглавный" сержант - сержант-майор. Это был первый помощник офицеров, на рукаве носил четыре уголка, на плечах по серебряному полуэполету (погончик с жиденькой бахромкой), мундир офицерского покроя, полковой шарф на поясе, тесак, полусабля или полушпага на левом боку. Главные атрибуты - книжечка для записи провинившихся и трость, которой он шебашил нерадивых солдат. Для "приватов" это был самый страшный человек в батальоне - намного страшнее командира или любого офицера. Однако помимо него, при батальоне имелись и еще "особые сержанты", хоть и поменьше рангом, чем сержант-майор. Например, штабной сержант (staff sergeant), как ясно из названия должности, был приписан к штабу батальона и занимался всякоразной административщиной. Были еще два знаменных сержанта (color sergeant), которые в бою носили и охраняли батальонные знамена (две штуки); на эту должность обычно назначали образцово-показательных старослужащих. У них на рукавах был один "уголок" полковой тесьмы и над ним - стилизованное изображение "юнион-джека". Также был сержант-оружейник.
4. Энсины и лейтенанты, ака ensigns and lieutenants. Энсин (понятный аналог - прапорщик) - тот, кто ранше носил "инсигнию", то бишь ротные значки. Но в описываемый период в батальоне осталось всего два знамени, а в ротах их не было, и энсины были простыми помощниками лейтенантов, либо их замещали. Это был первый офицерский чин, и в британской армии он продавался - надо было купить патент у человека, который оставлял службу, или двигался далее, получая патент капитана. Про "противную продажу" много пишут гневного, забывая простые вещи - именно так в английскую армию получала доступ "прогрессивная буржуазия", во многих иных странах испытывавшая трудности с попаданием туда. В мунидире энсина не было никаких различий с лейтенантами (а в некоторых полках энсинов и звали "вторые лейтенанты"), поэтому большинство иллюстраторов пишут просто "британский офицер". Единственное зримое отличие - почти все энсины были сопливыми юнцами, ибо только-только начинали карьеру. Лейтенанты же командовали половиной роты - взводами-плутонгами, и их на роту полагалось два.
5. Капитан, ака captain. Первый "настоящий" офицерский чин, поскольку давал возможность командовать ротой - первичным воинским подразделением (взводы считались "полуротами" и отдельно в дело не употреблялись). Смысл был и в административно-хозяйственной нагрузке - капитан вел всю "экономику" своей роты. Посему и этот чин покупался (в отличие от лейтенанта, в который отличившихся энсинов производили за заслуги) - прослуживший 6 лет (не менее) офицер мог купить патент у оставляющего службу или повышенного до подполковника или полковника (которые получали в команду батальон - но уже за заслуги, батальонные патенты не продавались). Опять же, покупка подразумевала либо наличие средств (расходы на роту были солидные, и далеко не все и не вовремя покрывала казна), либо определенных "коммерческих способностей". Капитаны, в отличие от лейтенантов и энсинов, носили два полноценных эполета на плечах.
6. Майор, ака major. Майор - своего рода "первый помощник" командира батальона, а зачастую, в его отстутсвие (либо временное, либо постоянное - многие полковники в армии лишь числились, занимаясь политикой), и командир. В любом случае, это самый старый и опытный офицер полка - карьеристы предпочитали двигаться в подполковники, особо в майорах не засиживаясь. Помимо него, в батальоне обычно имелся еще один офицер в том же майорском чине - полковой адъютант. Это не то, что вы подумали, а административно-делопроизводительно-бумажная должность, исполняющий ее вел всю рутинную работу управления батальоном. Обычно он имел одного-двух помощников, тоже числившихся полковыми адъютантами, в чине капитана (а в некоторых батальонах обходились и вовсе без майоров). Третий "штатный майор" (а иногда опять же капитан) батальона - квартирмейстер, отвечающий за снабжение и расход провианта и боеприпасов. Обычно это были офицеры, выслужившиеся из рядовых (вопреки стереотипам, их было довольно много в британской армии - до 5%), которые не имели средств купить патент на роту.
7. Хирург, ака surgeon. Батальонный (или полковой - это синонимы, в британской армии большинство полков существовали лишь в виде 1-го батальона и депо на островах, а если и были другие батальоны - они посылались в иные концы мира как совершенно самостоятельные части) хирург - личность весьма уважаемая. Хирург-майор приравнивался по чину к майору, ему подчинялись обычно два помощника. Ну и если уж заканчивать разговор о специалистах, приравниваемых к офицерам, то в каждом батальоне имелся солиситор - полковой юрист (не путать с военной полицией - солиситор это "лоер"!).
8. Подполковник (лейтенант-полковник) и полковник, ака Lieutenant Colonel and Colonel. Полковник в батальоне появлялся редко и по большим праздникам - в основном это были шефы полков, осуществлявшие лишь номинальное руководство. Так что почти всеми батальонами командовали либо майоры, либо подполковники. Добиться этой должности "за боевые заслуги" было "можно, но очень сложно", как правило, дело решали мохнатые лапы и высокие покровители. Однако многие британские подполковники со своими обязанностями худо-бедно справлялись - под рукой всегда были опытные майоры и штабные офицеры, так что сидеть на коне и ждать приказа пойтить вперед особого труда не составляло. Впрочем, всегда был и "экстраординарный" способ стать полковником - набрать на собственные средства батальон и возглавить его. Именно так, к примеру, начал свою карьеру в армии Томас Грэм.
9. Ну и рассказ будет совсем не полон, если не упомянуть о самой красиво обмундированной личности в батальоне - о драм-майоре (drum-major). В каждой роте имелись барабанщики, а в некоторых еще и флейтисты - выбивать ритм для тактических эволюций и выстукивать элементарные приказы. В торжественных случаях их всех собирали вместе, прибавляли энное количество отдельно оплачиваемых полковником музыкантов (гобоистов, литаврщиков и пр.) и получали полковой оркестр. Главным действующим лицом коего, естественно, был руководитель и дирижер - драм-майор. Барабанщики и сами по себе были одеты повыпендрежнее рядовых (в "обратных" мундирах приборных цветов, всякообшитых галуном), но их "отец родной", конечно же, сиял подавляющим великолепием своего "служебного костюма".