After Waterloo - 7

Dec 18, 2016 12:38

Католик - друг человека

Веллингтон свое премьерство начал с изгнания "негодных каннингианцев" из правительства. Самой громкой получилась отставка Уильяма Хаскиссона с поста госсекретаря по военным делам и колониям - такой ключевой пост не мог оставаться в руках человека, позволявшего себе спорить с премьером и критиковать его распоряжения. Герцог проявил в целом ему не свойственное крючкотворство и, можно сказать, даже стал немного политическим интриганом - после очередного спора в правительстве Хаскиссон прислал письмо, где в запальчивости упомянул, что ежели с ним не согласны, он за кресло не держится. Это была обыкновенная фигура речи, и так ее поняли все - кроме Веллингтона, который поспешил откликнуться официальным письмом об "удовлетворении ходатайства об отставке", и не поменял свое решение даже тогда, когда министр попытался забрать свои слова назад.



Веллингтон в 1830 году

Тут необходимо сделать объяснение характера и принципов Веллингтона. Никогда в своей жизни он не был либералом, демократом или просто сторонником коллегиальных методов управления. Как многолетный главнокомандующей большой армией на войне, он привык сам принимать важнейшие решения, входить во все мелочи, отдавать приказы и требовать их выполнения. Герцог не принадлежал к числу натур тоталитарных, которые стремятся подавить всё, что противоречит их воле, но безусловно был человеком авторитарным, который ждет согласия со своей позицией и соблюдения принципов иерархии в совместной работе и обсуждении проблем. Он не игнорировал действительность в угоду своим фантазиям (чем выгодно отличался от типичных тиранов) и мог приспосабливаться к изменяющейся действительности - но его политическая гибкость имела довольно узкие рамки, определяемые консервативным мировоззрением, за которые герцог не был готов выйти.
Посему в правительство Веллингтон набрал людей по одному-единственному принципу - профессионалов, с которыми работал лично и знал их качества, а также был уверен в их общей лояльности. Министром внутренних дел стал вернувшийся на этот пост Роберт Пиль. Министром иностранных дел - Джордж Хэмилтон-Гордон, граф Абердин, хорошо образованный (автор сочинений о греческой архитектуре) дипломат, участвовавший в событиях 1813-1815 годов в Европе, противник изоляционизма и сторонник системы Меттерниха", консерватор, недолюбливавший греков и сочувствовавший притязаниям дона Мигела в Португалии. Отставленного Хаскиссона сменил Джордж Мюррей - боевой генерал-лейтенант, командовавший под началом герцога дивизией на Пиренеях, бывший генерал-губернатор Канады, директор Королевского военного колледжа в Сандхёрсте. Первым лордом Адмиралтейства остался Роберт Дандас, виконт Мелвилл, занимавший пост с 1812 года, а до этого много лет работавший секретарем у своего отца, занимавшего разнообразные посты в правительстве.





Граф Абердин, генерал Мюррей и виконт Мелвилл - министры-веллингтонисты

Пост главнокомандующего пришлось оставить - оппозиция подняла вой об "опасном для свободы страны совмещении", и новым главой вооруженных сил стал верный соратник герцога и один из самых способных генералов Роуланд Хилл (назначение будет удачным - Хилл руководил армией практически до самой своей смерти в 1842 году). А с поста мастера-генерала вооружений Веллингтон предпочел снять лично ему неприятного и довольно скандально известного Генри Пэйджета, графа Аксбриджа, и заменить его на другого проверенного соратника, виконта Уильяма Карра Бересфорда.


 

Генералы Хилл и Бересфорд - во главе армии

После всего этого можно уже было заняться насущными политическим проблемами, и прежде всего эмансипацией католиков - вопрос назрел и перезрел, ибо Дэниел О'Коннор с помпой был избран в Палату общин от ирландского графства Клэр, но заседать в ней отказался, устроив громкое политическое шоу - от него, согласно "Акту о присяге", потребовали клятвы, что он не верит в евхаристию, мессу и святых, что ревностный католик делать категорически отказался. Надобно отметить, что ни Веллингтон, ни Пиль не были сторонниками эмансипации католиков, видя в их движении прежде всего сопротивление власти и опасное "раскачивание лодки". Но как политики-прагматики они понимали, что бороться с этим - себе дороже, в Ирландии может случиться, чего доброго, на самом деле восстание, а одного 1798 года хватит уже с избытком. И потому предпочли поддержать сторонников предоставления католикам гражданских прав и свобод по принципу "меньшего зла".
24 марта 1829 года "Билль о католиках" был принят Палатой общин 320 голосами против 123. Палата лордов выразила негодование и возмущение, но предпочла не идти на конфронтацию с королем, открыто поддержавшим билль ("Принни" тоже был недоволен, но Веллингтон пригрозил уйти в отставку). 13 апреля Георг IV билль подписал, и он стал законом - отныне католики имели право выбираться и назначаться на государственные должности, текст присяги для них был специально изменен. Правда, сохранялись запреты на некоторые важнейшие посты - короля (собственно говоря), регента, лорда-канцлера, лорда-лейтенанта Ирландии и пр. Также католическим священникам запрещалось носить свое облачение за пределами церкви - но это уже скорее для их безопасности, ибо разьяренные ПГМ-щики могли их просто побить. Ну и по-прежнему запрещалась деятельность любых монашеских орденов. Самое главное, чем остались недовольны ирландцы - они по-прежнему обязаны были платить десятину в пользу протестантской церкви.
Естественно, "протестанты головного мозга" были сильно разозлены. Джордж Финч-Хэттон, граф Уинчелси, опубликовал открытое письмо, в котором "позволил себе резкие выражения" в адрес премьер-министра, и Веллингтон послал ему вызов на дуэль. Причем и секунданты, и сам Уинчелси хотели дело замять, ибо не видели особого повода для столь серьезной акции, но герцог настоял на своем - поединок состоялся 28 марта 1829 года. Пикантность ситуации состояла в том, что Веллингтон был отвратительным стрелком - он сильно промазал, как и всегда, когда брался за пистолет. Но Уинчелси великодушно пальнул в воздух, после чего принес свои извинения. Веллингтон буркнул официальные слова благодарности ему и секундантам и быстро уехал.



Граф Уинчелси - человек, который не убил Веллингтона

наполеоника, Безватерлоо

Previous post Next post
Up