After Waterloo - 5

Dec 16, 2016 01:10

Всадник по имени папизм

Однако не вооруженные радикалы были главной угрозой английскому обществу в 1820-х годах. Страна раскололась на две плюющиеся друг в друга злобой и ядом части по вопросу, который кажется смешным нынешним людям даже в России - предоставлении гражданских прав католикам. Надобно вспомнить, что с XVI века, когда толстожабый Генрих VIII захотел жениться во второй раз, устроил Реформацию и убил для этого кучу неготового к таким шатаниям скреп народу, к католикам в Англии относились хуже, чем к свиньям - свиней кормили, чтобы потом съесть, а католиков предпочитали сразу бросать подыхать с голоду. По действующим с XVI и XVII века законам католикам запрещалось не только открыто отправлять богослужение - они не имели права вообще делать это хоть где-нибудь, как не имели возможности и владеть недвижимостью, получать наследство, служить в армии, на флоте или в гражданской службе. Это им прямо запрещал принятый в 1672 году "Акт о присяге", который требовал от всех, вступающих на госслужбу (даже от рядовых в армии) клятвы в том, что они срать хотели на не признают евхаристию, мессу и культ святых. Причем это была не политика сверху - короли-то как раз периодически пытались смягчить репрессии, но каждый раз наталкивались на пещерную злобу и негритянский каннибализм черни, взвивавшейся на дыбы с криком "папистяку на гиляку!" Как говаривал знаменитый писатель Даниэль Дефо, в его время "нашлась бы сотня тысяч отважных англичан, готовых не на жизнь, а на смерть сражаться против папизма, не зная даже, что такое папизм - человек или лошадь".



"Бунт лорда Гордона"

Насколько всё было серьезно запущено, показали события 1780 года, когда не где-то в Тьмутаракантауне, а в самом центре Лондона грязные кокни отреагировали на закон, принятый два года назад и позволявший (о ужас!) католикам служить нижними чинами в армии (для чего, собственно, закон и принимали), наследовать имущество (свое же собственное), покупать землю, открывать школы, а также отменявший обязанность хватать, избивать и кидать в застенок католического священника, если он вдруг покажется на люди. Взбешенные таким "антинародным прижимом", "попранием скреп" и "продажей родины ватикандепу", честные протестанты возроптали. Движение за отмену гнусного "Акта о папистах" возглавид городской сумасшедший... ан нет, протестантизм головного мозга тогда душевным заболеванием не считался, а совсем напротив, так что благочестивый и богобоязненный лорд Джордж Гордон, глава "Ассоциации протестантов". Ему пришла в голову гениальная идея (как попозже попу Гапону) пойти маршем по улицам столицы и принести в парламент петицию об отмене "гнусти диавольской". Ну и, собственно, случилось как с Гапоном - подогретые ПГМ'ом несколько тысяч простолюдинов устроили по пути погромы, раздолбив Ньюгейтскую тюрьму (и выпустив арестантов) и бросившись тупо грабить кареты и дома, хотя главную цель из виду не теряли, взяв приступом сардинское и баварское посольства (гнезда "грязного папизма"). Попадавшихся по пути ирландцев, католических священников, а также церкви нещадно избивали и раздалбливали. На стенах Ньюгейта какой-то пылкий агитатор накорябал "Король Толпа был тут"...



Лорд Гордон, еще без пейс и бороды, но уже с петицией

Получивший название "Бунт лорда Гордона" мятеж длился со 2 по 7 июня 1780 года, пока король не распорядился отправить на улицы войска (и вот так в Лондоне не случилось взятия Бастилии на 9 лет раньше - к вопросу о живучести демократии и хрупкости деспотизма). 30 человек казнили, Гордона судили, но оправдали - впоследствии он окончатльно выгонит кукушку, перейдя после религиозного диспута с раввинами в иудаизм и загремев в тот самый Ньюгейт за долги. Ну и, понятное дело, тут же обнаружили "руку Москвы" - одним из "поджигателей" оказался Иван Романович Ронцов, бастард русского посла графа Воронцова от англичанки Элизабет Брокет. Его выслали "в Россию нафиг", где тот умудрился чуть было не стать еще одним фаворитом Екатерины II...
И всё бы было "ничаво", но имелся неслабый такой геморрой - Ирландия, подавляющая часть населения которой отважно хранила приверженность католицизму из принципа фигокармания. Уничтожение ирландского парламента в 1801 году и юридическое объединение Ирландии и Англии стало возможно лишь на фоне торжественных обещаний уравнять католиков в правах с протестантами. Когда же образованные католики Ирландии поняли, как круто их нагребали, они в 1811 году образовали Католический совет, который принялся бороться за восстановление прав самих себя - процесс получил название "католическая эмансипация" (или "эмансипация католиков"). Возглавил борьбу юрист Даниел О'Коннелл, оказавшийся пламенным оратором и ловким (но честным) политиком. Как и почти всё и всегда в Ирландии, события развивались с романтическим драматизмом - в 1815 году О'Коннелл обозвал Дублинскую корпорацию (мэрию) "корпорацией попрошаек", один из чиновников возмутился и вызвал его на дуэль, лидер католиков противника застрелил, а потом предложил часть своего состояния вдове убитого. Та благородно отказалась, но они сошлись на том, что О'Коннелл выплачивал пенсию ее дочке. Высокие отношения (с)



Ирландцы до сих пор называют О'коннелла Освободителем

Влиятельные туземные толстосумы (а также "руки Ватикана") спонсировали Католический совет, и накопились немалые бабки, которые О'Коннелл пустил на продажных прогрессивных членов парламента, каковые подняли ор и вой, а также шумиху в СМИ на тему "доколе просвещенная нация в XIX веке будет пребывать в пещерном состоянии". Дебаты накалились до такого состояния, что категорически сопротивлявшийся идее эмансипации премьер-министр граф Ливерпуль таки вынужден был подать в 1827 году в отставку...

наполеоника, Безватерлоо

Previous post Next post
Up