Убийцы и погромщики
У советских марксистов, хорошо знающих только цитаты из ПСС, а реальную историю - плохо, политическая картина Англии 1820-х годов выглядит прямо как иллюстрация к песням угнетенных пролетариев. С одной стороны - мирные овце-радикалы, требующие парламентской реформы и затоптанные в "Питерлоо", с другой - наивные голодные безработные луддиты, ломающие станки из-за "темноты невежеств" (надо было, де, ломать спины буржуям). Такой мирный, починяющий свой примус "угнетенный народ", и агрессивные "псы реакции", набрасывающиеся на любое шевеление мысли... В то время как на самом деле картина была "нарисована" с обоих сторон, и отнюдь не маслом.
Артур Тистлвуд собственным портретом - настоящий подарок для Чезаре Ламброзо...
Начнем с того, что те самые радикалы, которые требовали парламентской реформы, готовы были ради достижения собственных целей отнюдь не только толкать речи на площадях и кропать зажигательные памфлеты. Самым отмороженным из них пришла в голову гениальная идея - взять да и переубивать всё это антинародное правительство графа Ливерпуля! И тогда английский народ заживет... Никого не напоминает?
Правильно - "британские декабристы" сплотились вокруг очень скользского и подозрительного типа, некоего Артура Тистлвуда. Путь в революцию у него был похожий на всех этих смутьяновых и пронштейнов - незаконный сын фермера учился на землемера, но работать в полях не понравилось, пошел по комиссариатской части в армию - не срослось, купил ферму - прогорел... В общем, "нужда пригнала" его в 1811 году в Лондон, где он жил малопонятно на что и терся в рядах "радикалов за реформу", объединившихся в кружок вокруг адвоката и паламентария Томаса Спенса. Спенс умер 1814 году, но соратники его продолжали кипеть и бурлить, и Тистлвуд отличался среди них буйством и опасностью, будучи замешан в беспорядках 1816 года - настолько, что к нему решено было подослать полицейского агента Джорджа Эдвардса, выдавшего себя за того еще "радикального радикала" и быстро продвинувшегося в "правые руки" Тистлвуда.
Эдвардс и предложил (с подачи своего полицейского начальства) напасть на весь кабинет министров, который соберется на один из своих традиционных общих ужинов, перебить его, а потом "замутить революцию". Что делать дальше, радикалы представляли себе смутно, но у дураков мысли всегда сходятся - надо было захватывать какие-нибудь общественные здания и провозглашать "Комитет общественного спасения"... В общем, всех убить - с этим Тистлвуд спорить не стал.
Прогрессивный убийца негр Уильям Дэвидсон
Наверное, столь жалкий заговор, полностью инспирированный полицейскими агентами, не остался бы надолго в британской истории, но ему повезло - в нем принял участие "прогрессивный негр" (естественно, с Ямайки) Уильям Дэвидсон, и этот факт до сих пор "стучит в сердца его черных бро". Потому что убивать министров может каждый уголовник (вон, Биллингем!), а вот "борьба с расизмой" - это вам не баран начихал, это святое! Правда, Дэвидсон был не совсем негр, а мулат - сын прокурора с Ямайки и чернокожей рабыни, отправленный отцом в Шотландию и получивший неплохое образование. У него тоже по жизни не вышло - служил во флоте, сватался к порядочной девушке, был ее родней обвинен, арестован, отпущен и выгнан из общества, женился на вдове с четырьмя детьми (и заделал ей еще двух), стал сектантом (методистом-уэслианцем) и учителем в воскресной школе, снова был обвинен (на сей раз в попытке изнасилования) и сбег в Лондон, где и прибился к радикалам.
Тистлвуд и Эдвардс уговорили Дэвидсона присоединиться к заговору - всего набиралось 27 бакинских комиссаров отважных радикалов. Они вооружились пистолетами, бомбами, а один из них, Джон Леннон Харрисон, арендовал дом на Като-стрит, который должен был стать базой для их налета на дом Дадли Ридера, графа Харроуби, лорда-президента совета, где и собирались на ужин "министры-капиталисты" (и в том числе, кстати, и мастер-генерал Веллингтон). Именно по названию сей улицы вся афера получила громкое имя "Заговор на Като-стрит".
Арест заговорщиков
23 февраля 1820 года 14 полицейских, окружили дом на Като-стрит и, не дождавшись обещанных им подкреплений из полка Колдстримской гвардии, решили сами арестовать заговорщиков, чтобы "птички не улетели". Кое-кто сдался добром, некоторые защищались (Тистлвуд заколол полицейского шпагой), а Тистлвуд, Харрисон и еще двое смогли сбежать, но были выслежены и пойманы спустя несколько дней. Суд и приговор были скорыми и суровыми (ну а чего тут было турусы разводить - товарищи готовили массовое убийство, мятеж и революцию!). 28 апреля 1820 года обвиняемые были признаны виновными и получили различные наказания - в основном каторгу разных лет, пятерым (в том числе и Харрисону) казнь заменили на вообще пожизненную Австралию, а Тистлвуд, Дэвидсон и еще двое их соратников 1 мая были повешены в тюрьме Ньюгейт.
Тем не менее, лидеры радикалов не отказали себе в удовольствии толкнуть в парламенте речь о том, что все осужденные - жертвы полицейской провокации из-за своих политических взглядов (за реформу, де, боролись)... Ну, коммунисты революционеры в любое время и в любой стране не меняются.