"Кровавый" кабинет министров
Правительство Великобритании в 1818 году уже 6 лет возглавлял Роберт Бэнкс Дженкинсон, 2-й граф Ливерпуль. Должность свою он получил достаточно случайно - 11 мая 1812 года премьер-министр Спенсер Персиваль был застрелен психически сломанным в российских, кстати, застенках бывшим предпринимателем Джоном Биллингемом (понятное дело, из-за России - правительство отказалось выплатить компенсацию протомившейся 5 лет в казематах царизма жертве голландского доносительства). Чтобы не роспускать правительство из-за такого прискорбного асаже, принц-регент предложил возглавить его графу Ливерпулю, бывшему в нем до того госсекретарем по военным делам и колониям.
Граф Ливерпуль
Естественно, что на фоне всех описанных выше петурбаций сразу после завершения полномочий герцога Веллингтона как командующего оккупационными войсками во Франции родилась идея ввести его в правительство, дабы поюзать немалый авторитет во всех слоях населения Великобритании. Что могли предложить военному в чине фельдмаршала? Пост мастер-генерала вооружений (Мaster-general of the Ordnance), руководителя всей матчасти вооруженных сил, с какового быстро попросили Генри Фиппса, графа Мюльгрейва, утешенного постом министра без портфеля. Чуть позже, в 1819 году, лорд Артур получил "в нагрузку" пост губернатора Плимута (каковой считался военной крепостью).
Веллингтон был человеком военным, более того - последние 11 лет проведшим в должности главнокомандующего, так что его природные авторитарность, властность и стремление всё вокруг контролировать были усилены вкоренившейся за это время привычкой. Плюс его убежденный торийский консерватизм - отсюда и неприятие радикалов, призывов к парламентской реформе и конкретно позитивное отношение к итогам "Питерлоо", каковое с точки зрения генерала было прекрасной иллюстрацией того, как с помощью армии нужно удерживать страну от анархии, бунта и революции. Играло свою роль и то, что, по меткому замечанию одного из современников, герцог "не знал Англии" - последний раз он жил в ней не наездом, а достаточно долго, году в 1808-м, но и до того покидал на годы, дабы делать карьеру в Индии.
Впрочем, на своем новом посту фельдмаршал по-прежнему в основном занимался армейскими делами, да наблюдал за тем, что происходит вокруг. Самым важным событием стала смерть престарелого и уже давно безнадежно сумасшедшего короля Георга III 29 января 1820 года. Последние 10 лет государством вместо него как регент управлял старший сын, принц Уэльский, каковой и стал королем Георгом IV. Это человек, о жизни которого надо писать отдельный роман в стихах - получивший известность как "Принни" (фамильярное от "принц") или "Принц Китов" (каламбур, обыгрывавший его титул Wales - Whales, а также безобразную тучность), оскандаленный оргиями, попойками, долгами и феерическим бракоразводным процессом с женой (дамой такой же чокнутой на всю голову), "королевой Шарлоттой". За всеми этим внешними яркими деталями терялось то, что "Принни" был человеком с тонким артистическим и художественным вкусом, дружившим одновременно с "королем денди" Джорджем "Бо" Браммелом и великим актером Эдмундом Кином, а также просто неглупым и добродушным человеком, любимцем толпы простых кокни. Веллингтона король потряс своими совершенно фантастическим "воспоминаниями" о сражении при Талавере в 1809 году, рассказываемыми в стиле "мы там с Вами были, я же рядом стоял" (притом, что в тот день, как и во все прочие, регент Англию не покидал).
Георг IV
В 1822 году родилась идея отправить Веллингтона на готовившийся Веронский конгресс Священного союза вторым представителем от Англии для поддержки действующего министра иностранных дел Роберта Стюарта, виконта Кастлри, маркиза Лондондерри. И дело было не только в том, что герцог участвовал в самом первом, Венском конгрессе, в той же самой роли в 1815 году - но и в том, что Кастлри пугал своих соратников по кабинету прогрессирующим безумием. На фоне осложнения каких-то заболеваний (враги утверждали, что сифилиса) министр погружался в пучины паранойи и мании преследования - о чем сам Веллингтон, человек прямой и не любивший околичностей, несколько раз заявлял ему прямо в лицо. Врачи убрали из покоев бритвы и острые предметы, но от судьбы не уйдешь - прознав о том, что некий недруг готовится обвинить его в посещении борделя с переодетым мужчиной, Кастлри впал в неукротимую панику и перерезал себе горло перочинным ножом...
Виконт Кастлри
Этому кабинету тори явно не везло - второй его член ушел из жизни неестественным путем (причем и Персиваль стал единственным премьером, на которого совершили покушение, и Кастлри остается единственным главой МИДа Великобритании, покончившим с собой "на посту"). Покойного срочно заменил Джордж Каннинг, так и не успевший побыть генерал-губернатором Индии - по странному сарказму судьбы, дравшийся в 1809 году с Кастлри на дуэли и раненый им (кровь! кровь! всюду кровь!..). А в Верону таки пришлось поехать Веллингтону - он отказался там подписывать протокол, разрешавший Франции "принудить к миру" испанских революционеров, хотя лично сам симпатизировал этой идее и даже поделился с российским послом Христофором Ливеном своими соображениями по поводу того, каков будет план действий лягушацкой армии (и снова угадал)...