Пираты - это, конечно, круто и клево. Но на морях вообще грабить и бандитить легче - попробуйте на суше от кого-нибудь убежать после того, как что-то хапнули. Но история разбоя сухопутного тоже полна разнообразными "героями". Есть среди них те, кто заслужил (оправданно, или нет) в народе славу "благородного разбойника", "Робина Гуда" своих "нацкультур".
Топ-10 "благородных разбойников"
1. Роберт МакГрегор, ака Роб Рой (1671-1734). Человек с настолько извилистой и подробной биографией, что пересказывать ее в двух словах бесполезно - он и похититель скота, и якобит, и шпион, и, как считают некоторые историки, двойной агент. Но в фольклоре он остался из-за почти 30-летней войны с герцогом Монтрозом, присвоившим его родовое поместье. Роб обирал арендаторов герцога (всё тем же скотом), а потом устраивал публичные раздачи этого скота другим шотландцам. Ну и вообще было много всего в этой вендетте - аресты, побеги, перестрелки в горах и даже кровавая дуэль...
2. Юрай Яношик (1688-1713). Герой легендарных сказаний аж в трех странах - Польше, Венгрии и Словакии. Словак, участник движения куруцев - сторонников Ференца Ракоци. Попал в плен, перешел на службу в австрийскую армию, дезертировал и связался со збойниками - словацкими бандитами, орудовавшими в Татрах, возглавил одну из самых известных шаек. Крали коней, грабили путников, даже как-то убили попа (впрочем, в этом Юрай не признавался даже под пытками). Один раз был схвачен, но бежал. Как водится среди благородных бандитов, был предан одним из своих товарищей, схвачен во время визита к любовнице, осужден и казнен подвешением за ребро (эх, гуманизьм...).
3. Джесси Вудсон Джеймс, ака Дингус (1847-1882). Классический случай - фольклор говорит, что он благородный бандит, а историки - что бедным ничего не отдавал. Но всё-таки свою "эпопею" самая знаменитая в истории США банда Джеймсов-Янгеров (Джесси, его брат, кузены и друзья) начала как борьбу против бессовестности сыщиков агенства Пинкертона, которые шантажом "отжимали" участки у фермеров для строительства железной дороги. А поскольку эти парни были ветеранами "южанской" кавалерии, то шороху они навели немало. Карьера закончилась по распространенному среди "робин гудов" сценарию - член шайки Боб Форд выстрелил безоружному Джеймсу в спину.
4. Олекса Довбуш (1700-1745). В Карпатах тоже были свои местные бандиты - опришки. Самый известный из них - Довбуш. Его отряд "грабил богатых укро-венгро-поляко-румын и кое-что отдавал бедным". Согласно еврейским легендам, однажды ему помог сам основатель хасидизма - Бааль Шем Тов (в чем явно видна рука ЗОГа). Сперва промышлял с братом Иваном, но как-то у них случился особо сильный спор "по поводу одного места из блаженного Августина", и Иван хватил Олексу валашкой (топориком на длинной рукояти) по ноге, после чего Довбуш всю жизнь хромал. Погиб по той же схеме - то ли пропалился при посещении любовницы, то ли она его сама сдала - некий Степан Дзвинчук убил Довбуша.
5. Эдвард, ака Нед, Келли (1854-1880). В Австралии бандитов (даже неблагородных) звали бушрейнджерами - потому что они сбегали в дикие заросли-буш и делали оттуда свои "рейды". В основном это были банальные грабители. Один из самых известных - Нед Келли. Уже в детстве за буйство и вопреканство получил прозвище "Маленький бушрейнджер", и "сел по малолетке" за драку с полицейским. Потом с братьями, мамой и отчимом промышлял кражей скота, а после ареста мамы они с братом Дэном сколотили банду и "перешли на жесткие дела" - грабили банки и нападали на полицейских. Прозван "Железным" за доспехи, похожие на рыцарские, которые защищали его от пуль. Славу ему принесло публичное письмо, где Келли провозглашал себя борцом за независимость Австралии против ига английских колонизаторов. Пойман и повешен, несмотря на петицию, подписанную аж 32 000 австралийцев.
6. Янку Жиану (1787-1842). Самый известный и "массовый" румынский гайдук - на пике славы у него было до 3000 человек в отряде и несколько пушек. Вел настоящую партизанскую войну против турок. Отличался благородными манерами (из-за чего легенды сделали его сыном боярина), жертвовал часть добычи церквам и пейзанам. А когда его поймали и собирались казнить прямо на главной площади Бухареста, из толпы выбежала девушка и заявила, что женится на нем. Такой древний обычай - обязаны отпустить... Немного пожил тихо, но в 1821 году присоединился к восстанию Тудора Владимиреску. Что нетипично для профессии - умер в итоге своей смертью.
7. Тадас Блинда (1846-1877). Есть две версии, как богатый крестьянин, староста села Блинда стал бандитом. Романтическая - он участвовал в восстании 1863 года в Польше-Литве. Прозаическая - граф Огиньский порол крестьян и приказал продолжить экзекуцию Блинде, а тот отказался. Тогда граф хватил его кнутом, а Тадас кнут вырвал и сам саданул по хозяину. И пришлось уйтить в леса. Там он, опять же, занимался либо романтической войной с богатыми, раздавая результаты бедным, либо просто крал коней и грабил всех, кто попадется. Жизнь закончил нетривиально для "робин гуда" - поймавшие его за кражей коней крестьяне забили до смерти (версия - пивной кружкой).
8. Теодорос Колокотронис (1770-1843). Если ты сын бандита, то коли сам стал бандитом, скажут - судьба. Колокотронисы - династия клефтов, греческих разбойников. Но Теодоросу повезло больше не только всех родных - больше всех собратьев по "робингудству". Начав Войну за независимость Греции простым главарем банды клефтов, он закончил ее в чине генерала и члена правительства. Впрочем, бандитская натура никогда не оставляла его в покое - до самой смерти Колокотронис был чем-то недоволен, против кого-то восставал, интриговал, воевал и буйствовал.
9. Исикава Гоэмон, ака Гоэмон Исикава (1558-1594). Странно, но единственный японский разбойник, который делился с бедными - как-то это там не принято было. Видимо, поэтому Гоэмон - личность практически легендарная, о нем достоверно известно только то, что он герой баек и историй. Был синоби (то есть ниндзя), учился у самого Хаттори Хандзо. Но решил, что лучше красть у богатых и немного отдавать бедным, чем служить кому-то другому. Говорят, один раз обокрал самого Тоётоми Хидэёси (или вообще хотел его убить, но передумал). Когда его поймали - сварили живьем в кипятке. Юмористичные японцы в его честь называют ванну с подогревом "гоэмонбуро".
10. Григор Пынтя, ака Храбрый (1670-1703). Уникален тем, что одинаково "наследил" и в Румынии, и на Украине, так что считается и гайдуком, и опришком. В отличие от "всех этих люмпенов" - дворянин, знал несколько языков, учился военному делу. Служил в австрийской армии, но "закипел негодованием против эксплуататоров", и сколотил банду, грабившую... купцов. Когда его поймали - обещал награбленное вернуть, вышел, но слова не сдержал. Когда началось движение куруцев (см. выше), примкнул к ним. Насчет его смерти нет ясности - то ли его, по "робингудскому" обычаю, убили подельники, то ли он был ранен и попал в плен, а затем австрийцы его расстреляли. В одной церкви до сих пор висит его кольчуга.