Проклятый король: "старый режим" Людовика XV - 5

Jun 24, 2016 12:52

Как женить короля

Первым делом, которым озаботился герцог Бурбонский на посту первого министра, стала женитьба короля. Его предшественник, герцог Орлеанский, на этой ниве уже постарался - по случаю окончания Войны Четвертного альянса в 1720 году был заключен договор с дядей Людовика (младшим сыном Великого Дофина и братом герцога Бургундского), королем Испании Филиппом V, о сочетании браком монарха Франции и инфанты (королевской дочери) Марианы Виктории. То, что будущие супруги приходились друг другу кузеном и кузиной, мало кого в те времена волновало - папа Римский разрешение даст, и всех делов. Ну а мелкая фигня, что принцессе об ту пору было всего 3 года, герцога Орлеанского только радовало - пока король не вступит в полноценный брак, он сам, Филипп II, остается наследником престола...


 

Дядюшка Филипп V, а также Людовик XV и инфанта Мариана Виктория в качестве жениха и невесты

Девочку привезли в Париж, и простолюдины ее даже полюбили (а чего не полюбить дитя 3 лет от роду?), прозвав l’infante Reine (инфанта-королева). Но когда герцог Орлеанский умер, и во главе государства оказался герцог Бурбонский, ей всё еще было всего-навсего 5 лет, и у нынешнего премьера появилась идея-фикс - враги вполне могут отравить короля (а они же везде, враги-то!), и тогда престол унаследует сын бывшего регента - герцог Луи I Орлеанский, вполне себе уже взрослый и здоровый детина 20 лет, который его, принца Конде, тут же попрет с первых министров. Случившаяся вскоре очередная болезнь короля только обострила оную паранойю, и герцог Бурбонский твердо решил ситуацию поменять.



Герцог Луи I Орлеанский, скрытая угроза

Тут надобно указать, что приписывать герцогу Бурбонскому такие сложные и рациональные планы не стоит - во многом его политику определяла "шершеляфама", его любовница Жанна Аньес Бертло де Пленёф, маркиза де При. Именно она завладела умом первого министра, став "первой дамой" при дворе и фактическим главой государства. И именно от нее исходила инициатива "матримониальной кампании", которую предпринял ее любовник. Во-первых, инфанта 5 апреля 1725 года была отослана назад, в Испанию - шаг и дерзкий, и опасный, на который Филипп V ответил "симметрично", высылкой на родину вдовствующей королевы Луизы Елизаветы Орлеанской (вдовы его сына Луиса I, короля на два месяца 1724 года), дочь регента, и ее сестры Филиппины Елизаветы, графини Божоле, которая была невестой инфанта дона Карлоса.



Маркиза де При

После этого Луи Бурбонский попробовал думать самостоятельно и предложил в невесты королю свою сестру Генриетту Луизу Мари Франсуазу Габриэль де Бурбон-Конде, мадемуазель де Вермандуа. Неплохо же сделать монарха собственным шурином! Но по обязательному своему обычаю первый министр посоветовался со своим "мозгом", и маркиза объяснила ему, что женитьба сестры на короле вознесет до заоблачных небес ее (и его) матушку Луизу Франсуазу де Бурбон-Конде, дочь Людовика XIV и мадам де Монтеспан (о ней речь уже шла в "предыдущих сериях"). И принц Конде вынужден был с неудовольствием согласиться с мэтрессой - матушка имела репутацию женщины гордой, заносчивой, амбициозной и вредной интриганки, сильно напоминащей уже свою матушку, мадам де Монтеспан.
Так что в итоге победила кандидатура, предложенная самой маркизой де При, которая выбрала девушку из семьи вроде бы и знатной, но абсолютно (от слова совсем) не влиятельной и во всем зависящей от прихоти нынешних хозяев Франции. Речь шла о дочери "круля польскего" Станислава I, марионетки Карла XII, выгнанного в 1709 году русскими и саксонскими штыками (а также шаблями той части шляхты, которая была с ним в контрах) из Жечи и стех пор подъедавшегося в Париже милостями двора - Марии Каролине Зофье Фелисии Лещинской. С одной стороны, натуральная королевна, с другой - никакого веса и влияния, полностью "радиоуправляемая" и насмерть благодарная за такое благодеяние девица. А то, что Людовику было только 15 лет, а его невесте - все 22 года, "это было ерунда", и 4 сентября 1725 года молодые люди сочетались браком...


 

Королевский тесть (и сам король, "хучь убогий") Станислав I и его дочь Мария Лещинска[я]

Новые времена, Луидовикус

Previous post Next post
Up