Белое королевство - 11

Mar 29, 2016 11:45

Красное на золотом

Уильям, второй сын Генриха Хантингдонского и внук Давида I (по традиции энциклопедии еще называют его в скобках Уиллиам макЭанрик, но ничего кельтского в нем уже не было и рядом), ставший королем Вильгельмом I Львом (а вот гэльское прозвище у него таки было - Гарб, то бишь Колючий), был полной противоположностью своему тщедушному и набожному брату Малколму IV. Высокий, широкоплечий и крепкий мужик, с рыжей гривой и бородой, "отменного вежества и рыцарской учтивости", склонный, однако, к импульсивным поступкам и падкий до женщин. Прозвище Лев, как ни странно, он получил не при жизни и не за характер, а за то, что при нем впервые появляется упоминание о королевском штандарте Альбы, ставшим в итоге гербом Шотландии - красном льве, стоящем на задних лапах, на золотом поле.



В целом Вильгельм был неплохим правителем, и даже насчет любовниц в зрелости угомонился, но ему не повезло с двумя вещами. Во-первых, в 1152 году, еще до того, как стать королем, он наследовал от своего отца графство Нортумбрию и права на него, и несмотря на то, что в 1157 году ее пришлось вернуть Англии, всю жизнь считал эти северные (английские, а для Альбы - южные) земли своим законным наследством. Во-вторых, с какими-нибудь другими королями Англии такие претензии еще могли прокатить, но только не с Генрихом II Плантагенетом - если уж Лев отличался "импульсивностью", то англо-француз на его фоне выглядел буйно-припадочным. Так что отношения между ними сразу незаладились.
Вопрос обострился тогда, когда в 1165 году Вильгельм приносил вассальную присягу за некоторые мелкие английские фьефы, которые продолжал удерживать - и предъявил претензии на всю Нортумбрию. Генрих отреагировал в своем стиле, впав в припадок - разодрал одеяла, простыни, подушки, матрац и жевал солому из него... Так что в 1168 году Вильгельм Лев счел себя "в полном праве" заключить самый первый из череды многочисленных союзов шотландцев с Францией, подписав с королем Людовиком VII оборонительный пакт.
А в 1173 году против Генриха II подняли мятеж его жена и дети - Алиенора Аквитанская, король (коронованный отцом) Генрих Молодой, герцог Ришар Аквитанский (будущий Ричард Львиное Сердце) и граф Жоффруа Бретонский. Их поддержал Людовик VII, так что Вильгельм "не видел повода не вмешаться", тем более что "юный Генрих" пообещал не только вернуть ему Нортумбрию, но и дать его младшему брату Давиду Хантингдонскому графство Кембридж. Альбанцы напали на Англию, но война свелась к маневрированию и заключению продолжительных перемирий, пока не произошел "куриоз" - отважный отряд английских рыцарей, вышедший из Ньюкасла, чтобы сразиться с "альбанской нечистью", заблудился в тумане и выбрел... на небольшую группу всадников, которую составил король Вильгельм и несколько его приближенных, разославший свои войска в набеги и беспечно разъезжавший по захваченным землям. Разумнее всего было тикать, но доблестный рыцарь Лев кинулся в отважную атаку и... пеший англичанин убил лошадь, которая, упав, придавила короля. Так правитель Альбы попал в плен к англичанам.



Генрих II Плантагенет

Глумливый Генрих потребовал от пленника в узилище вассальную присягу за всё королевство, а также полного подчинения шотландской церкви архиепископу Кентерберри. Сопротивляться было глупо, поскольку после разгрома принцев в заточении оказался и единственный наследник Вильгельма, его брат Давид, и править было некому - с гор Шотландии могли набежать МакВильямсы или МакХэты со своим древним происхождением от Дункана II и самого Лулаха Дурака, но это неизбежно бы вызвало гражданскую войну гэлов с англосаксами, что было последним, в чем нуждалась страна. Пришлось "скрипнуть сердцем" и согласиться на кабальные пункты - не воевать ни с кем без согласия сюзерена, не жениться без его одобрения, прискакивать со своими рыцарями по первому зову и прочие условия, куда более суровые, чем обычные вассальные обязательства.
"Нацоинальное унижение" некоторые сочли поводом побузить - восстал Галлоуэй, область на юго-западе Альбы, присоединенная лишь недавно, при Малколме IV, заселенная буйными гал-гэлами (галлогласами, норвежце-кельтами), чьи вожди требовали "незалежность". Их вождь Гэлбрейт был побежден и принужден вернуться под сюзеренитет Альбы, но когда приехал на родину, то заявил, что убьет любого, кто присягнет королю - "вассал моего вассала - не мой вассал".
В 1185 году Плантагенет милостиво позволил "своему холопу Вильямке" жениться на Эрменгарде де Бомон, правнучке Генриха I Боклерка. В 1187 году поднял-таки мятеж на севере Доналд МакВильямс, но умер еще до того, как король со всей своей армией дошел до повстанцев.
А в 1189 году Б-г доказал, что он не фрайер, и всё видит - Генрих II Плантагенет скончался во время очередной войны со своими сыновьями Ришаром и Жаном (будущий Иоанн Безземельный) и новым королем Франции Филиппом II Августом, преданный всеми, брошенный войском и подписавший капитуляцию. Королем Англии стал Ричард I (еще не Львиное Сердце), который сразу же засобирался в крестовый поход. И... В отличие от того, в чем уверены зрители сериалов про "Робинбоба", мультфильмов и муть-фильмов, Ричард не был ни тупым, ни врагом своей страны. Собираясь так далеко и явно надолго, он должен был: а) разжиться наличностью; б) оставить границы королевства безопасными. И обе эти проблемы ему удалось блестяще решить, предложив Вильгельму Льву выкупить "его позор" за звонкую монету. 10 000 серебряных марок - и король Альбы больше не вассал Англии (а ее церковь подчиняется только самому папе в Риме), а просто получает "свое родное" графство Хантингдонское, "и всё". Нет, ложка дегтя имелась - для поддержания чести Альбы (а на самом деле для того, чтобы стать ценным заложником) в святую землю отправлялся Давид Хантингдонский, брат короля. Но, кстати, в Палестине он прославится, станет героем романа В. Скотта "Талисман" и россиянского фильма "Ричард Львиное сердце - Рыцарь Кеннет", а потом благополучно возвратиться, так что "всё хорошо кончилось"...



Эпохальный шедевр

Альбо-скотты, Хистори оф Скотланд, Медиум евум

Previous post Next post
Up