В чем мудрость, брат?
Князь Ярослав Володимерович, который «сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», был назван исторЕГами-жополизами Мудрым намного позже того, как родился, женился и умер… Кстати, о женитьбе - то ли в 1015 году, то ли в 1017-м, то ли в 1019-м, но он таки взял в жены Ингегерд, дщерь конунга свеев Улофа Хётконунга, хрещеную во браке как Ирина. Но увы - ни смерть Святополка, ни убиение Бориса, Глеба и Святослава (кто бы их ни убил и по чьему приказу - см. предыдущие серии) не принесли мир и покой в княжескую семью русов…
Пещадь Ярославова
В 1021 году случилась усобица Ярослава с князем полоцким: «Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук Володимера, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив новгородцев и имущество их, пошел к Полоцку снова. И когда пришел он к реке Судомири, и Ярослав из Киева на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав Брячислава, и новгородцев воротил в Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку». Так отчитывается о событиях «ПВЛ», но усердно проклинаемая «скрепоруссами щибородыми» «Сага об Эймунде» дает «сильно альтернативную» версию: «В тоже время обнародовано от имени конунга Вартилафа, что Господыня [Ингегерд] будет творить [мир]… Она сказала конунгу Ярислейфу, что ему держать вперед самую важную часть Гардарика, то есть Хольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами,.. Палтескью (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь конунгу Эймунду, и быть ему там конунгом…».
ВотЪ такЪ. И даже более того: «Конунг Вартилаф жил не более трех зим: тогда захворал он и умер. То был самый обожаемый конунг. После него, [Киевское] владение взял конунг Яриcлейф, и с тех пор один управлял обоими уделами». Под 1068 годом упоминается «двор Брячислава» в Киеве, а в соборе св. Софии найдено граффити, предположительно интерпретируемое как знак полоцкого князя. И каким-то непонятным, если настаивать на версии «ПВЛ», путем в следующем 1021 году Изяславич получил от дяди города Усвят и Витебск в удел… Учитывая это всё (как и то, что Брячислав умер совсем не в 1024 году, а в 1044-м) исторЕГи до сих пор как-то пытаются скрестить «того ежа с тем ужом». «Типа как» Брячислав стал не князем в Киеве, а наместником князя с правом собирать там дань - но, опять-таки, почто такие почести после поражения…
Ярослав, восстановленный по черепу
Из Киева же изгонял Ярослава совсем не его племянник, а родной брат - Мстислав Володимерович. С момента раздачи еще Володимером городов своим сыновьям он тихо (не отсвечивая в летописи) сидел в Тьмутаракани, но в итоге «птенец вырос» и начал клеваться. В 1022 году Мстислав напал на соседние племена касогов (косогов, кашагов, кашаков, кешеков) - предков нынешних адыгов, и в поединке убил ихнего князя Редедю (отенчитно-кашакское имя нам неизвестно). «И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов». А уже в следующем 1023 году «пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами». Дошел, правда, уже в 1024 году, и попытка войти в Киев не удалась - горожане ворот не открыли. Тогда «Редедебоец» оккупировал Чернигов. На протяжении всех оных событий Ярослав отчего-то пребывал в Новгороде (дожидался, пока помрет «Вартилаф»?).
Возможно, причина отсутствия князя в столице - подавление крупного восстания йазычнегов. «В тот же год восстали волхвы в Суздале; по дьявольскому наущению и бесовскому действию избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил, говоря так: „Бог за грехи посылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не знает, за что“».
Княжеский знак Судислава и Ярослава Володимеровичей
Возвратившись из Суздаля в Новгород, Ярослав сделал то, что делал всегда, когда чувствовал, что на него напали, или нападут - послал за варягами. Варяги пришли во главе с вождем Хаконом, которого «щиносцы-скрепоруссы» до сих пор упрямо зовут Якуном «патамушт в лепиписи такЪ». Более того - до сих пор длится срач о том, был ли оный Хакон-Якун «слѣпъ» (как написано в «ПВЛ»), то есть Якун Слепой, или же таки «сь лѣпъ», то есть Собой Красивый… Упорство, блин, достойное лучшего применения, тем паче что знают саги и красивых хёвдингов, и слепых, и даже бескостных - этих упорных людей такая ерунда не останавливала… Новгородцы и варяги таки явились наконец сперва в Киев, а затем пошли на Чернигов и встретились с ратью Мстислава у села Малый Листвен.
В пообище верх одержал Мстислав - Ярослав бежал в Новгород, а Хакон-Якун - обратно за море. Будь на месте Мстислава его старший брат - наверняка бы догнал и убил соперника и сел сам в Киеве. Но «Редедебоец» от этого варианта отказался (видимо, киевляне ну очень были против него «палюбому»?) и предложил мир, разделив Русь «по Днепру» - Киев остается Ярославу, а ему Чернигов. «И сидел Мстислав в Чернигове, а Ярослав в Новгороде, и были в Киеве мужи Ярослава». Закончилось же вся эта история тем, что в 1033 году «Евстафий Мстиславич умер», а в 1036 году «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер», так что выморочный Чернигов вместе с Тьмутараканью возвратились под власть Ярослава Володимеровича. Кто выжил - тот и Мудрый… В том же 1036 году Ярослав «зачистил» последнего еще остававшегося у него брата - сидевший, не подавая никаких признаков жизни, во Плескове Судислав Володимерович был внезапно по приказу киевского князя схвачен и посажен «в поруб». Была ли у этого события какая-то причина, типа заговора или прочих злоумышлений («ПВЛ» настаивает, что «был тот оклеветан перед ним»), или старший брат тупо решил воспользоваться смертью последнего конкурента и окончательно ликвидировать любую уже даже чисто теоретическую угрозу своей единодержавной власти - великое ХЗ.
t.me/Tercios_catrenos