За Б-га и Б-нь! - 16

Dec 27, 2024 22:43

Второй раз - увы, не ас (начало)

27 мая в Сен-Дени Шарль V передал победителю при Кошереле графство Лонгвиль - крупное владение, обычно жалуемое людям, связанным с королевской семьей браком или свойством. Правда, графы Танкарвилль и сеньоры Белленкомбр, вассалы Лонгвилей, теперь подчинялись лично королю - видимо, чтобы не унижать аристократов сюзеренитетом безродного бретонского мужлана. И Шарля не зря прозвали Мудрым - он потребовал, чтобы победитель при Кошереле отдал ему всех своих пленных: капталя де Бюша, Бодуэна де Болоза, Жана Ганселя, Пьера д'Эгремона, Лопеса де Сен-Жюльена, Пьера де Сакенвиля. Прощайте, прекрасные выкупы! Дю Гиклян потерял колоссальное состояние, несколько десятков тысяч ливров. К тому же вдова последнего графа де Лонгвиля - Иоланда, жена Филиппа д’Эврё, брата короля Наварры - подала иск против Бертрана, и тяжба длилась долгих 20 лет. В общем, шевальё стал графом, но ему об этом ежедневно напоминали…



Война же с наваррцами продолжалась. «Был составлен план кампании, который выявил четкий стратегический замысел: изолировать Шербур, место высадки наваррцев, отвоевав у них места в регионе Котентен, в частности Валонь. Эта задача была возложена на дю Гикляна, в то время как две другие армии пытались захватить опорные пункты Шарля Злого в Босе, во главе с герцогом Бургундским, и в графстве Эврё, с Жаном де Ла Ривьером. Дю Гиклян покинул Руан 12 июня и направился на запад. 21-го числа он был в Кане, захватив мимоходом Берне. 8 июля Карантан пал в свою очередь, взятый Оливье де Манни или Гийомом дю Мерле». Однако Валонь была хорошо защищена. Укрепленный замок защищал город, и гарнизон был полон решимости сопротивляться, тем более, что он не ожидал никакой помощи: незадолго до этого туда прибыли беженцы после стычки с авангардом Бертрана.

Энергичная осада и штурм вынудили защитников Валони согласиться на капитуляцию 10 июня 1464 года. Но увы - ни Бертран, ни его люди не повели себя достойно. При выходе англичан из крепости из встретил «издевательский саркастический смех», из-за чего восемь безымянных рыцарей заперлись в замке и отказались сдаваться. Замок быстро взяли штурмом и захватили защитников в плен, после чего дю Гиклян приказал отрезать им головы как «предателям». Следующим был городок Alaune, по поводу месторасположения которого Фруассар и Кювелье расходятся друг с другом. Там граф Лонгвиль получил сообщение от Шарля де Блуа - он собрал войско и решил дать бой Жану де Монфору, и призывал верного бретонца на подмогу. Для этого Бертрану пришлось расстаться с должностью лейтенанта короля в Нормандии - Франция всё еще соблюдала мир с Бретанью и Англией.

Монфор осаждал замок Оре на берегу океана. У него было примерно 3 500 человек. Шарль де Блуа собрал 4 000, но колебался, не желая выступать в роли агрессора и нарушителя перемирия (см. предыдущие серии): «Итак, сеньоры, - сказал он, - мы готовы к войне, / Но мне очень неприятно, что мы ссоримся, / И что такие хорошие люди, каких я вижу перед собой. / Умрут за меня, за грех, которого мы так боимся». Но его жена Жанна де Пентьевр продолжала быть «Ее Ястребейшеством», настаивая, что надо «убивать, убивать их всех!». На стороне «убийц» выступил и Бертран, неистово топя за немедленное сражение: «Сеньоры, - сказал Бертран, - я предлагаю, / Если будет на то ваша воля, послать графу весточку. / Чтобы он покинул Оре, чей замок хорош, / Это наследство Шарля, и если мы найдем его там. / Через четыре дня мы сразимся с ним там. / Пусть он едет в Монфор, это его достояние, / Он принадлежал его отцу, как и его предкам».

В итоге понукаемый своей свитою герцог к полудню 28 сентября 1364 года подошел на поле между деревнями Плунере и Кермадио, к северу от Оре. «Англо-бретонцы находились на другом берегу реки на плато с видом на залив. Согласно симпатизирующей ему хронике Гийома де Сент-Андре, Жан де Монфор снова предложил своему сопернику мир на основе Эвранского договора, но безрезультатно. По словам Кювелье, который, напротив, был настроен враждебно к Монфору, он хотел бы атаковать немедленно, переправившись через залив во время отлива, но Оливье де Клиссон и Роберт Ноллис посоветовали ему отказаться от этих поспешных действий в рискованных условиях - пересечь залив перед лицом врага, чтобы атаковать его укрепленный лагерь. И снова, как и при Кошереле, оборонительная тактика преобладала над атакующей. Каждый укреплял свою позицию, и никто не хотел нападать первым».

Командующий силами Монфора Джон Чандос разбил свои силы на четыре баталии, каждая из которых насчитывала около пятисот человек: первую возглавил Роберт Ноллис, вторую - Оливье де Клиссон, третью - он сам и Жан де Монфор, который, таким образом, находился под его непосредственной защитой. Четвертой был арьергард, или резерв, который он доверил Хьюго Калвли. Фруассар описал инструкции для Калвли, выданные Чендосом: «Мессир Хьюго, вы будете в арьергарде, под вашим началом будет пятьсот бойцов, и вы будете держаться сзади и ни за что не сдвинетесь с места, если не увидите необходимости, что наши баталии дрогнули или стали отступать; а там, где вы увидите, что они дрогнут или отступают, вы будете подкреплять и поддерживать их - лучшего подвига вы сегодня не совершите».

t.me/Tercios_catrenos

Медиум евум, Гиклян

Previous post Next post
Up